​Катитесь отсюда. Что может измениться в работе сервисов кикшеринга в Перми

​Катитесь отсюда. Что может измениться в работе сервисов кикшеринга в Перми
Электросамокаты с момента своего появления на улицах Перми постоянно становятся объектом пристального внимания как пермяков, так и городских властей. Разрабатываются возможные способы регулирования нового вида городского транспорта.
Автор:

В администрации Перми провели опрос относительно мер регулирования работы сервисов проката электросамокатов. Как пояснили в пресс-службе городской администрации, задачей социологического опроса было получить срез общественного мнения по указанной теме и понять, как люди относятся к этой проблеме.

Сейчас в Перми работают два крупных сервиса кикшеринга: Urent и Whoosh. В этом году сервис Whoosh возобновил сезон в Перми 27 марта и завершил 26 октября. У Urent сезон в Перми стартовал 14 апреля и завершился на две недели раньше, чем у конкурента.

Опрос о мерах регулирования работы кикшерингов

В опросе приняли участие более 2,8 тыс. человек. За запрет работы кикшерингов проголосовали более 55,9% пермяков. 349 (12,1%) участников считают, что необходимо усилить контроль за соблюдением Правил благоустройства и штрафовать за размещение самокатов в неположенных местах операторов, оказывающих услуги проката. 913 (31,8%) опрошенных высказались в пользу того, что нужно ограничить зоны, в которых возможно движение на электросамокатах, и скорость их передвижения, как это уже сделано в ряде городов и стран.

Пресс-секретарь сервиса Whoosh Денис Балакирев обращает внимание на то, что в опросе были представлены только запретительные и ограничительные меры, а конструктивных предложений и вариантов ответа для активных пользователей и сторонников развития кикшеринга не было. Важно также учитывать мнение тех, кто пересел с автомобиля на самокат или использует кикшеринг в составных поездках вместе с общественным транспортом, считает г-н Балакирев.

«За прошедший сезон на самокатах Whoosh хотя бы одну поездку совершили 17% пермяков, что значительно больше, чем участников опроса. Суммарно они проехали более 6,5 млн км, что на 53% больше, чем годом ранее», – отмечает Денис Балакирев.

Дорожная обстановка

Пермский край вошел в число регионов, в которых произошло наибольшее количество ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ). По информации отдела ГИБДД Управления МВД России по Перми, по 1 ноября 2023 года в городе зафиксировано 77 ДТП с участием водителей средств индивидуальной мобильности.

С начала года произошел 41 наезд на пешеходов лицами, передвигающимися на электросамокатах, три наезда на препятствие, четыре опрокидывания и одно столкновение с велосипедистом. Серьезные аварии бывают, когда электросамокаты сталкиваются с автомобилями. В этом году зафиксировано 28 таких столкновений, отмечают в ведомстве.

По информации из обзора Научного центра безопасности дорожного движения МВД России, в ДТП с СИМ за девять месяцев 2023 года в России погиб 31 человек: 30 из них управляли электросамокатом и один был пешеходом. В десяти случаях СИМ принадлежали компаниям кикшеринга, в оставшихся 20 – это были личные электросамокаты.

Как отмечает пресс-секретарь сервиса Whoosh Денис Балакирев, большинство инцидентов с электросамокатами происходит из-за нарушения ПДД, поэтому важно о них рассказывать и контролировать их соблюдение. «В Перми Whoosh совместно с городской администрацией и ГИБДД ежегодно проводят обучение в Школе вождения. В 2023 году мы разместили социальную рекламу, посвященную ПДД для электросамокатов и запустили образовательную программу в школах, ССУЗах и ВУЗах городов присутствия сервиса. Надеемся, что сможем проводить обучение и в Перми. Благодаря этому более 99% поездок происходит без происшествий, а количество инцидентов на каждую тысячу поездок в этом сезоне снизилось на 20% по сравнению с прошлым годом», – поделился г-н Балакирев.

Руководитель сообщества «Урбан Пермь» Ростислав Толмачев считает, что ключевой проблемой электросамокатов является массовый популизм чиновников и СМИ. «В те же девять месяцев в ДТП с автомобилями погиблои 2,19 тыс. пешеходов, однако на эти случаи чиновники, СМИ и остальные акторы не обращают внимания. Действия и слова основываются не на исследованиях и науке, а на количестве заработанных политических очков и охватах в СМИ», – сетует г-н Толмачев.

Облик города

В Правилах благоустройства указано, что на территории общего пользования, участках, находящихся в муниципальной собственности и участках, государственная собственность на которые не разграничена, запрещено складировать или временно хранить имущество, предназначенное для личного пользования. Размещать электросамокаты на газонах, цветниках, детских игровых, спортивных площадках, оставлять транспорт вне специально отведенных для этого мест также запрещается.

Не пропустите:Электрокарам добавят льгот. Парковка в Перми может стать для них бесплатной24 октября 2023, 12:00

По правилам сервиса Whoosh, после окончания поездки электросамокат можно оставить только на точке виртуальной парковки, которая отмечена в мобильном приложении. При этом важно расположить самокат так, чтобы он не мешал другим участникам дорожного движения. Однако некоторые пользователи из-за отсутствия опыта или в спешке не всегда могут разобраться с тем, как именно поставить самокат.

Если пользователь впервые размещает самокат так, что он мешает другим участникам движения, ему присылают предупреждение – в большинстве случаев, после этого он паркует самокат аккуратно. Если этого не происходит, пользователю выписывается штраф 500 рублей, при повторении нарушения – 1000 рублей. Если нарушения продолжаются, сервис блокирует аккаунт.

По мнению руководителя сообщества «Урбан Пермь» Ростислава Толмачева, электросамокаты положительно влияют на облик города – делают его более технологичным и современным. Для решения вопроса размещения электросамокатов в городе, г-н Толмачев призывает перенимать опыт других городов. Например, в Тюмени придумали делать разметку на тротуарах, чтобы пользователи точно знали, куда поставить свой самокат, так как по карте не всегда можно определить точное место «парковки». Разметка из термопластика не будет стираться через несколько месяцев и сохранится даже зимой.

Не пропустите:«Разгрузка» автобусов и прогноз для «Погоды». Рассказываем о планах по развитию маршрутной сети31 октября 2023, 14:00

Кроме того, электросамокаты и весь компактный индивидуальный транспорт – это ключ к оздоровлению транспортной системы Перми. Сейчас она ежедневно работает в режиме перегрузки из-за избыточного количества автомобилей в часы пик, а это серьезная проблема, которую нужно решать, отмечает руководитель сообщества «Урбан Пермь».

«Самокаты – очень быстрый, удобный, компактный и финансово доступный транспорт для всех горожан. При наличии велодорожек на каждой магистральной улице самокаты станут конкурентами личного автомобиля. Это приведет к сокращению социального неравенства в городе, уменьшению автомобильных заторов в часы пик и разгрузке общественного транспорта. При условии качественной уборки снега, этот транспорт может быть всесезонным и спасать нас от пробок даже зимой», – считает г-н Толмачев.

Будущее сервисов кикшеринга

Работа по совершенствованию нормативно-правовой базы ведется и на городском, и на федеральном уровне. Сейчас существуют ПДД и законодательные нормы на городском уровне, а у сервисов кикшеринга есть технические возможности и понимание необходимости следить за соблюдением правил.

В департаменте дорог и благоустройства администрации Перми рассказали, что городские власти совместно с сотрудниками ГИБДД рассматривают различные варианты решения проблемы, в том числе разъяснительную работу со школьниками и возможность внесения в 2024 году изменений в Правила благоустройства в части регулирования работы сервисов кикшеринга. Эти изменения позволят обеспечить комфортное передвижение пешеходов и беспрепятственное содержание дорог коммунальной техникой.

В сервисе Whoosh рассказали, что они находятся в постоянном диалоге с городской администрацией. В рамках совместной работы министром транспорта Пермского края принято решение о создании рабочей группы для координации деятельности в сфере микромобильности с участием сервисов кикшеринга, прорабатывается план мероприятий для продолжения комфортной для всех пермяков интеграции самокатов в жизнь города.


В сервисе Urent на запрос Business Class не ответили.

Не пропустите:А цены здесь текущие. Как за год изменилась стоимость крупнейших дорожных строек в Перми30 октября 2023, 12:00
Все новости компаний