Бизнес
  1. Бизнес
 21 октября 2023, 07:00  

​Миллионы на творчестве. История пермского лейбла, с которым сотрудничают OG Buda и Гио Пика

​Миллионы на творчестве. История пермского лейбла, с которым сотрудничают OG Buda и Гио Пика
В Пермском крае существует музыкальный лейбл VS music, который за три с половиной года сумел заработать себе репутацию на рынке, сделал нескольких исполнителей сверхпопулярными и увеличил свою капитализацию до полумиллиарда рублей. Business Class пообщался с его создателями Василием Подъяновым и Смбатом Элмасяном о том, почему они решили посвятить себя делу музыкальной дистрибуции, какие тонкости возникают во время работы, а также почему они решили базироваться в Перми.
Автор:

Что случится, если встретятся два человека – антрепренер и знаток права, у которых есть один общий интерес – музыка? Для Василия Подъянова и Смбата Элмасяна, протагонистов сегодняшней истории, все вылилось в создание собственного музыкального лейбла, который, являясь одним из самых результативных в РФ, отказался от переезда в Москву, приняв решение работать на родной земле. В наши дни, уверяют Василий и Смбат, это стало их конкурентным преимуществом. Но обо всем по порядку.

Не пропустите:Магия четкого запроса. Пермские бизнесмены поделились опытом использования нейросетей03 сентября 2023, 08:00

И тут приходит ковид…

Все началось со знакомства незадолго до разразившегося по всему миру коронакризиса. В 2019 Василий через общих друзей познакомился с Смбатом. Несмотря на то, что каждый был занят своими делами – г-н Подъянов на тот момент уже девять лет организовывал концерты, а г-н Элмасян работал юристом, – их объединило общее дело, помощь вдове одного известного шансонье на поле битвы с пиратами. Авторские права удалось вырвать из рук флибустьеров. Как водится, на этом история не закончилась.

– Аккурат перед ковидом стало понятно, что вот-вот закроются все концертные площадки, гастроли массово отменялись. Посовещавшись с Смбатом, мы решили рискнуть и открыть онлайн-бизнес по дистрибуции артистов. Первого артиста подписали 8 марта 2020 года – это дата, которую мы считаем днем основания лейбла VS music, – рассказал Василий.

Первым протеже лейбла стал молодой музыкант из Екатеринбурга. Это был продюсерский контракт, рассказал Смбат, исполнителя раскручивали с нуля, вывели на достойный уровень, а потом настало время прощаться – музыкант вырос и ушел в другой лейбл, оставив однако VS music права на совместно созданный материал. С тех пор число артистов у лейбла все прибавлялось, а от концепции продюсерства Василий и Смбат отказались, но отнюдь не из-за эмоций. Дело тут совсем в ином.

– Мы начали масштабироваться и приобретать права артистов на треки. Ушли от классической схемы продюсирования, просто потому, что она уже не актуальна в XXI веке. Сегодня наша работа выстроена так. Есть условный артист с альбомом или синглом, которые он хочет раскрутить. Мы берем у него материал, делаем все от нас зависящее, и по итогам работы либо выплачиваем ему определенный гонорар, либо договариваемся о выплате процентов, – объяснил Василий.

Где петь, чтобы успешным стать?

Сегодня с VS music сотрудничают больше 50 исполнителей. При этом несколько имен из этого списка гремят не только по всей стране, но и за рубежом.

– Из самых известных это, конечно, Гио Пика, OG Buda, Кравц, Восточный округ. К примеру, сингл Гио Пики и Кравца «Где прошла ты» в этом году на протяжении 11 недель в СНГ возглавлял топы чартов стриминговых сервисов – Apple Music, ВК, Яндекс. Все еще является одним из самых успешных, – поделился г-н Подъянов.

Такой способ представлять свое творчество публике, ранее обрекший бы музыкантов на бедность, сегодня не мешает зарабатывать большие деньги (и даже наоборот, помогает). В то же время туры с концертами по городам становятся скорее элементами имиджа и пиара, а не основным средством заработка.

Раньше, пояснил Василий, зарабатывать только на музыке было невозможно. Но ситуация серьезно поменялась с 2016 года, когда появился VK BOOM, прослушивание потоковой музыки начало обретать широкую популярность. Флагманские артисты посредством стриминга могут зарабатывать десятки миллионов, для музыкантов среднего класса суммы сокращаются уже до миллионов, а для локальных – просто до сотен тысяч.

– Любой популярный артист сегодня зарабатывает на стриминге от миллиона и больше. Но нужно понимать, что в том случае, если артист большой, концерты имеют смысл и с финансовой точки зрения, ведь топовые исполнители собирают стадионы. В таком случае соотношение дистрибьюции и гастролей составляет 30% на 70%, – пояснил г-н Подъянов.

Плата за звездность

Без издержек никуда, даже несмотря на всю широту бесплатных инструментов продвижения, которые подарила отрасли современность. Но определить среднюю стоимость раскрутки материалов одного артиста почти невозможно, так как разброс – от нуля и до нескольких десятков миллионов рублей, рассказывают основатели лейбла.

Во главе угла сегодня – органический рост песни. Имеет смысл вкладывать средства в продвижение трека только до тех пор, пока есть «дешевые добавления». То есть на каждые вложенные пять рублей, объясняет Василий, кто-то на той стороне гаджета должен добавить трек, к примеру, к себе в аудиозаписи в «ВКонтакте». Как ни крути, но в итоге все упирается в то, что артист создает: от этого зависит, насколько долгой и дорогой будет раскрутка.

– Для любого артиста его дальнейшую судьбу определяет контент. Существует мнение почему-то, что если вбухать огромное количество денег в человека, он сразу и навсегда станет звездой. Но это не так. Может быть, на короткий миг – да, но затем, без достойного материала, случится болезненное падение в забытье. Если песня идет плохо, хоть миллиард вложи – слушать ее никто не будет. Поэтому для многих молодых артистов, до задействования финансовых инструментов продвижения, полезной бывает демонстрация творчества, к примеру, в «Tik Tok», или «YouTube Shorts», – рассказал он.

Почему не в златоглавой?

Не пропустите:​Рисовое уплотнение. Интервью с владельцем доставки роллов и пиццы «Доставка Kaifa» в Перми15 марта 2023, 17:30

VS music – один из немногих лейблов в РФ, который для своей штаб-квартиры избрал не Москву, а регион. По словам основателей, это, во-первых, не дает лениться и погружает в атмосферу постоянного движения и поисков, и, во-вторых, открывает артистов, которых москвичи либо не видят, либо видят, но не связываются, так как «слишком далеко за МКАДом». По словам Василия, есть такие музыканты, которые не дают интервью, не устраивают концертов, не попадают в чарты, но их песни набирают десятки и сотни миллионов прослушиваний. Для VS music такой находкой стал исполнитель StaFFорд63, локальный, явно недооцененный, но по-своему уникальный и широко популярный.

И региональное местонахождение лейбла совершенно не мешает ориентироваться не только на всю Россию, но и на страны СНГ и даже дальше. Здесь, считают основатели лейбла, у них есть ряд важных с социально-экономической точки зрения функций. Для начала – продвижение «русской музыки» по всему земному шару, популяризация отечественных исполнителей, как говорится, worldwide. А так как налоговым резидентом лейбл является российским, то все заработанные за рубежом деньги облагаются налогом РФ, помогая развивать экономику, в том числе и Прикамья.

– Планируем и дальше работать из Перми. Развивать регион. Многие этого не понимают, но конкурентных преимуществ у нас много. В Пермском крае большое количество качественных кадров, дешевле арендные ставки. За счет экономии на ряде расходных статей мы всегда сможем предложить артисту более интересные условия сотрудничества в сравнении с многими московскими лейблами, – рассказал г-н Подъянов.

Каковы успехи?

Всего у лейбла на текущий момент девять платиновых синглов (такой статус в России песня получает после 15 млн стримов) и один мультиплатиновый альбом с более чем 150 млн стримов – «17 мгновений осени» Кравца и Гио Пики.

К слову, Гио Пика в III квартале 2023 года занимает вторую строчку по стримингу в «ВКонтакте» (9,3 млн уникальных слушателей). Суммарно же все артисты лейбла в течение года набирают по несколько миллиардов просмотров на «YouTube» (40% приходится на зарубежный сегмент), а также более полутора миллиардов прослушиваний в различных стриминговых сервисах. Исполнители, сотрудничающие с VS music, занимают прочные позиции в ТОП-100 прослушиваемых в целом по странам СНГ, а также конкретно в Казахстане, Армении, Белоруссии, Узбекистане и, конечно, в России.

– У отдельных артистов хорошие показатели еще и, например, в Турции, Иране, даже в Индии есть миллион слушателей, – подметил Смбат.

– На сегодняшний день мы владеем каталогом треков стоимостью в полмиллиарда рублей. В рамках музыкальной индустрии в целом это не очень много, на самом деле, но для пермского лейбла такая капитализация – сумма огромная. В год выручка получается порядка 100 млн рублей, но мы продолжаем расти, и на следующий год хотим достичь 200 млн рублей, а за три-четыре года – выйдем на миллиард годовой выручки. Для этого мы готовим IT-проект, аналогов которого в России еще не было, – поведали основатели VS music.

Выходя за границы лейбла

В дальнейшем планы VS music уходят одновременно и далеко за пределы деятельности музыкального лейбла, и в то же время зрят в самую ее суть. Василий и Смбат приоткрыли завесу тайны о своем IT-проекте. По их словам, это будет цифровая система для альтернативных инвестиций, активами в которой станут песни.

– Наша цель – расширить возможности заработка для артистов, даже малоизвестных, а также позволить фанатам продвигать своих кумиров. И не только продвигать, но и зарабатывать на этом, становясь держателями прав на то или иное произведение. При этом вход хотим сделать как можно более низким, дабы возможности для инвестирования были у максимально широкого круга людей, – объяснил Смбат.

За рубежом такой формат вложений существует более десятилетия, и основатели пермского лейбла хотят стать первопроходцами в этой сфере в России. Подразумевается, что держатели долей в песне будут получать доход, зависящий от успешности песни в стриминге и объема прав, ежеквартально.

Сейчас лейбл находится в процессе получения лицензии оператора цифровых финансовых активов. Песни и будут являться такими активами. Контролировать данную деятельность в России будет ЦБ.

– Мы первые в России, кто подобное решил развивать. Хотим перевернуть музыкальный рынок РФ, провести революцию на рынке цифровой дистрибьюции! – подытожили Василий и Смбат.
Не пропустите:Мясо с эмоциями. История основателя бренда и магазина «Мясология» Александра Сидорука07 июля 2023, 11:00
Все новости компаний