Спокойно едешь – дальше будешь. Как в Перми научились управлять поведением водителей

Спокойно едешь – дальше будешь. Как в Перми научились управлять поведением водителей
В Перми сформирована практика применения локальных решений в организации дорожного движения, которые работают эффективно и стоят недорого. Общественники предложили масштабировать этот опыт. Разбираемся, как можно успокоить трафик, а заодно и водителей, которые видят в новшествах угрозу.

На заседании Общественного совета при Министерстве транспорта Пермского края был рассмотрен пермский опыт применения малобюджетных способов повышения безопасности дорожного движения. Члены совета инициативы поддержали и сошлись на том, что практику нужно распространять на другие муниципалитеты, следует из опубликованного протокола заседания.

Докладчиком выступал главный инженер проекта ГКУ «Центр безопасности дорожного движения Пермского края» Максим Кис, который на протяжении 11 лет возглавлял Пермскую дирекцию дорожного движения. Те же примеры эффективных локальных мероприятий, что и на Общественном совете при Минтрансе, он представил и на специализированном семинаре в Пермском национальном исследовательском политехническом университете.

Специализированный обучающий семинар «Эффективные технологии организации дорожного движения и транспортного обслуживания населения в городах» организован «Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта» (ОАО «НИИАТ») при поддержке Министерства транспорта РФ. Корреспондент Business Class был в числе слушателей и зафиксировал ключевые тезисы из доклада Максима Киса.

Денег нет, но…

«Несколько лет назад был на мероприятии в столице, где департамент транспорта Москвы и коллеги из Московской области делились своим опытом в области организации дорожного движения, развития интеллектуальных транспортных систем. У присутствующих представителей других регионов возникал вопрос: «Где же взять столько денег на все это?». Даже в таких больших городах, как Пермь, а особенно в меньших населенных пунктах, вопрос финансирования мероприятий по организации дорожного движения зачастую решен не самым лучшим образом. Поэтому хотелось бы рассказать о том, как в Перми искали самые дешевые, но в то же время эффективные методы решения проблем безопасности дорожного движения», – начал выступление на семинаре Максим Кис.

Работали не зря

Сразу подтвердим статистически, что найденные решения и в целом работа по повышению безопасности движения в городе оказались успешными. С 2015 по 2022 год основной показатель – количество ДТП, в которых ранены или погибли люди, – снизился практически в три раза. «Мы считаем, что работали не зря и добились желаемого эффекта», – сказал бывший начальник Пермской дирекции дорожного движения.

Спокойно едешь – дальше будешь. Как в Перми научились управлять поведением водителей

Решения базировались на международной программе по повышению безопасности дорожного движения Vision Zero, которая строится на принципе «нулевой терпимости» к смертности на дорогах и предусматривает их проектирование с точки зрения безопасности. При этом мировой опыт в Перми не просто скопировали, а адаптировали под конкретные условия и задачи.

В ожидании заторов

Максим Кис: «Есть ряд факторов, которые препятствуют применению методов успокоения трафика в России. Часть из них – чисто психологические: Им кажется, что ездить станет менее удобно, появятся заторы. Обычно автолюбители используют формулировку: «Будет транспортный коллапс!».

В силу такого восприятия требуется адаптационный период при внедрении приемов, о которых пойдет речь.

Избыточная ширина провоцирует

Методы успокоения трафика можно реализовывать с помощью временных мобильных конструкций. Один из примеров:

Спокойно едешь – дальше будешь. Как в Перми научились управлять поведением водителей

«На шоссе Космонавтов несколько лет наблюдалась повышенная аварийность в месте разворота (в районе примыкания ул. Подлесной – «bc»). Причина была выявлена, она состояла в том, что по основному ходу на шоссе число полос увеличилось с двух полос до трех. Избыточная ширина дороги провоцировала водителей на увеличение скорости. Для ликвидации этого места концентрации ДТП были установлены пластиковые водоналивные блоки так, чтобы отгородить часть дороги и сузить ее. Решение неоднозначное, было трудно заранее предсказать, сработает оно или нет. Поэтому оно было реализовано именно с помощью мобильных конструкции. И только после того, как подтвердилась эффективность, при очередном ремонте пластиковые барьеры убрали, а решение по сужению проезжей части воплотили в бетоне и асфальте», – описал последовательность Максим Кис.

Пермские кольца

Недорогие мобильные конструкции также успешно использовались для организации мини-колец на перекрестках. Первое мини-кольцо в Перми – на перекрестке улиц Советской и Куйбышева – было организовано 14 августа 2014 года. Решение имело тогда статус эксперимента и ранее в России не применялось, а также отсутствовало в нормативной базе.

Всего в городе появилось 11 колец диаметром менее десяти метров. Сначала их делали из пластиковых блоков, а уже потом в бетонном исполнении. На перекрестках, где применены мини-круги, зафиксировано существенное снижение ДТП. Эффект достигается благодаря снижению скорости движения автомобилей перед перекрестком и на кольце, сокращения количества конфликтных точек «автомобиль – автомобиль» и «автомобиль – пешеход». Пермский опыт получал высокую оценку разных общественников и экспертов, но, несмотря на это, практически не был перенят в других городах. В Перми новые мини-кольца не устанавливали с 2020 года и пока не планируют. Историю этого транспортного решения Business Class в подробностях рассказывал ранее.

Когда знаки и разметка не помогают

Среди других мобильных конструкций, которое в разное время использовались в Перми: делиниаторы (дорожные разделители в виде искусственного бордюра), а также гибкие столбики. Делиниаторы устанавливали, например, вдоль трамвайных путей на ул. Максима Горького – в том месте, где они проходят между двумя очередями ТРК «Семья».

Спокойно едешь – дальше будешь. Как в Перми научились управлять поведением водителей

«Разделители выполняли сразу две функции: исключали въезд автотранспорта на трамвайные рельсы, а также благодаря сужению полосы водители прекратили парковаться здесь. До внедрения этого решения машины ставили в запрещенном месте, невзирая на знаки», – рассказал Максим Кис.

Гибкие столбики яркой бело-оранжевой расцветки применялись для выделения велодорожки на проезжей части или на тротуаре. «Первые велодорожки на тротуаре мы делали самым простым способом – выделяли разметкой. И этого совершенно недостаточно для того, чтобы пешеходы идентифицировали это пространство как велодорожку, а столбики в этом помогли. Сейчас – после ремонта улицы Ленина, когда на тротуарной части и велодорожке обустроено разного вида покрытие, – необходимость в мобильных конструкциях здесь отпала», – отметил докладчик.

Водители с трудом привыкли

Максим Кис: «Одно из наиболее эффективных малобюджетных решений для повышения безопасности – островки безопасности, которые мы стали использовать в Перми, разработав их конструкцию. Сначала их делали на пешеходных переходах через шесть полос движения, потом через четыре, а затем и на двухполосных дорогах. Начав внедрять островки безопасности, мы просили сотрудников ГИБДД провести анализ, и он показал снижение числа ДТП с пешеходами в разы.

Первое время водители с трудом привыкали, были ДТП с наездами на сами конструкции, но без каких-либо тяжелых последствий. Спустя время решение прижилось настолько, что были случаи, когда жители сами звонили и говорили: «Поставьте нам вот тут островок безопасности».

Иногда эти конструкции использовались нетрадиционно. Например, до ремонта на площади Дружбы такие островки выделяли то пространство, где пассажиры выходят из трамвая. После ремонта там появилась полноценная посадочная площадка.

Спокойно едешь – дальше будешь. Как в Перми научились управлять поведением водителей

Еще один пример связан с перекрестком улиц Попова и Екатерининской. В течение нескольких лет здесь было место концентрации ДТП при схожих обстоятельствах: водители, поворачивающие с ул. Екатерининской на ул. Попова, сбивали пешехода. Причина крылась в том, что пешеход попадал в слепую зону при левом повороте. Поставив островок безопасности на ул. Попова, мы изменили траекторию движения автомобилей при выполнении этого маневра, и подобные ДТП прекратились».

Разгоняться некомфортно

Успокоить движение способны и парковки вдоль дороги. «На улице, где с двух сторон разрешена парковка, водители интуитивно снижают скорость. Разгоняться рядом с припаркованным транспортом – некомфортно. При этом на пропускную способность участка дороги наличие парковочных мест не влияет», – пояснил Максим Кис.

Не пропустите:Прятки в сторону. В Перми расширяют зону платных парковок и вводят новые внеуличные стоянки02 октября 2023, 07:00

Взять от ремонта все

Локальные мероприятия по повышению эффективности дорожного движения в Перми проводят в рамках ремонта объектов по нацпроекту «Безопасные качественные дороги».

Максим Кис: «Некоторые города средства на ремонт дорог по нацпроекту используют одним способом – грубо говоря, меняют асфальт и все. Другие применяют комплексный подход, и в Перми это делается так: прежде чем проводить ремонт, пересматривается проект организации дорожного движения. И в план ремонта закладываются, например, мероприятия по упорядочиванию парковочных мест и созданию единообразного профиля улицы».

Не пропустите:​В Перми по нацпроекту отремонтированы 18 участков дорог02 октября 2023, 18:01

Бесплатно для бюджета

В некоторых случаях на улучшение дорожной сети можно вообще не тратить средства бюджета.

Максим Кис: «Механизм связан с обязательствами застройщиков по присоединению объектов к улично-дорожной сети. Крупные компании, которые инициируют проекты масштабной застройки, комплексного развития территории, должны получить согласие владельца дороги на присоединение. При этом владелец, то есть муниципалитет, выдвигает требование о разработке проекта организации дорожного движения в зоне примыкания. С помощью транспортного моделирования оценивается дополнительная нагрузка на дорожную сеть с появлением жилого комплекса или другого объекта. Его создание не должно приводить к ухудшению транспортной ситуации как в зоне застройки, так и в целом в городе. Поэтому до тех пор, пока застройщик не выработает компенсационные меры, его проект не будет согласован. Таким образом часть мероприятий по организации дорожного движения реализуется на средства застройщика».

Например, застройщик «iMall Эспланада» делал дополнительные полосы движения по ул. Попова и ряд других мероприятий по улучшению дорожной сети, а компания «Лента» при открытии гипермаркета в Мотовилихе финансировала строительство дополнительной полосы на ул. Революции и модернизацию ряда других участков.

Большинство описанных механизмов повышения эффективности дорожного движения по-прежнему применяются в Перми, за исключением разве что мини-колец.


В материале использованы скриншоты с презентации ГКУ «Центр безопасности дорожного движения Пермского края»

Персоны:
Все новости компаний