Бизнес
  1. Бизнес
 25 августа 2022, 07:00  

​«Это убьет рекламу». Пермские рекламщики выступили против создания единого оператора в отрасли

​«Это убьет рекламу». Пермские рекламщики выступили против создания единого оператора в отрасли
Представители пермского рекламного бизнеса опасаются, что создание единого оператора цифровых конструкций может привести к монополизации отрасли и ее гибели. Они уверены, что эта мера не поможет решить вопросы государственного контроля и безопасности.

В Торгово-промышленной палате Пермского края прошла встреча, на которой обсуждался федеральный законопроект о введении единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений. Участники рынка озвучили причины, по которым изменение закона «О рекламе» может навредить всей отрасли, а также региональным бюджетам и внешнему виду городов. В Пермской ТПП поддержали рекламщиков и заявили – законопроект требует детальной доработки.

Вячеслав Белов, вице-президент Торгово-промышленной палаты Пермского края, в начале обсуждения отметил, что в конце мая 2022 года уже были приняты постановления Правительства России, регулирующие маркировку рекламной продукции в интернете. С сентября участники рынка должны предоставлять информацию о продукте, договоре, стоимости рекламных услуг, параметрах кампании в Роскомнадзор.

Вместе с этим в Госдуме рассматривают законопроект о введении единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений. В пояснительной записке подчеркивается, что изменения в закон «О рекламе» связаны с информационной безопасностью государства.

«Этот законопроект важен, он имеет государственное значение. Государство ставит задачу усиления контроля в размещении рекламной информации. Скорее всего, эта задача так или иначе будет решена. Но у представителей бизнеса возникли к законопроекту вопросы – они обратили внимание на риски для отрасли», – отметил Вячеслав Белов.

Участники рынка видят в факте создания единого оператора ограничение конкуренции и фактически монополизацию отрасли. Они считают, что он будет обладать неограниченными нерыночными полномочиями на размещение электронных рекламных конструкций. Оператору будут в упрощенном порядке предоставлять земельные участки, также он получит возможность размещения рекламных конструкций на зданиях, в транспорте на эксклюзивный срок – 30 лет. Для рекламных компаний этот срок сейчас составляет не более 10 лет.

Павел Иванов, директор пермского филиала рекламного агентства Gallery, подчеркнул, что преференции и уход в цифровой формат дают единому оператору огромное преимущество, поскольку пермский рынок сейчас «живет» в статике – в городе лишь несколько медиафасадов, а на муниципальной земле цифровых конструкций нет.

«Представим ситуацию: размещенная рядом со статичной рекламой цифровая конструкция будет привлекать к себе все внимание. Клиенты будут перетекать к единому оператору. В таком случае нам придется расторгать договоры – мы не видим возможностей дальнейшего существования», – объяснил Павел Иванов.

Предприниматели отметили, что у регионов будет изъято ключевое полномочие – планирование схемы размещения рекламных конструкций. Кроме того, органы местного самоуправления будут обязаны согласовывать любую установку или демонтаж рекламных конструкций, а также их содержание с единым оператором. Это, по мнению представителей бизнеса, создает прецедент вмешательства коммерческой компании в полномочия органов власти по формированию облика города.

Игорь Бандорин из медиагруппы «РИМ» отметил, что Пермь – привлекательный для единого оператора город. Если законопроект примут в текущей редакции, в городе появится «не 5, 10 или 50 экранов, а намного больше», уверен он. Игорь Бандорин добавил, что администрации городов должны будут оказать содействие в подключении конструкций единого оператора в местах, которые он выберет себе для размещения. Остальные участники рынка должны будут транслировать контент на своих экранах только с помощью единого оператора.

«Законопроект может убить отрасль рекламы. Рекламщики по всей России выступают против его принятия. Операторы понимают, что все они превратятся в банкротов», – заявил Игорь Бандорин.

Еще один риск, который видят участники рекламного рынка, – в проекте планируется изменить требования для единого оператора в части требований безопасности дорожного движения. «Если мы будем обязаны соблюдать коридор безопасности до перекрестка, а единый оператор будет ставить конструкции, где захочет, – о какой конкуренции идет речь?» – рассудил Павел Иванов. Также для него снимут ограничения на размещение рекламы на зданиях, являющихся объектами культурного наследия. Помимо этого для нового единого оператора предполагается отмена административного регулирования в части выдачи разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Проблемным создание единого оператора станет и для рекламы в общественном транспорте. Татьяна Черткова, директор по развитию компании «Реклама 59», рассказала, что это станет новым серьезным ударом после пермской транспортной реформы, когда всю рекламу в автобусах перевели на мониторы.

«Зачем нам нужен единый оператор, когда мы уже согласуем всю рекламу с Гортрансом? К тому же согласование сейчас может достигать 30 дней, но рекламодатели не хотят столько ждать. Помимо этого с приходом федеральных перевозчиков цены стали слишком высокими для пермских рекламодателей. Сложно представить, что будет с отраслью, если к этому добавится еще и единый оператор», – сказала Татьяна Черткова.

Участники обсуждения также отметили, что не только размещение на экранах, но даже создание рекламных роликов стоит очень дорого. Малые предприниматели не смогут позволить себе использование таких инструментов.

Представители рекламного бизнеса подчеркнули, что неуместным в законопроекте смотрится упоминание «досок» и агрегаторов объявлений в интернете. Они считают, что контролировать деятельность этих площадок мог бы Роскомнадзор с помощью механизмов, предусмотренных постановлением Правительства России, регулирующим маркировку рекламной продукции в интернете.

Союз операторов наружной рекламы в августе провел съезд, на котором принял резолюцию. Основное ее требование – исключить из законопроекта создание единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений.

«Этот законопроект проходил под лозунгом безопасности и защиты от недружественных стран. Но в нем сразу появилось понятие единого оператора. Мы понимаем, что таким оператором станет конкретная коммерческая организация – она единственная подходит под заданные параметры и уже готовится, ищет светодиодные экраны», – заявил Павел Иванов.

В то же время, по словам Павла Иванова, специалисты в сфере цифровой рекламы уверены: вмешательство в работу цифровых конструкций в России извне невозможно – на них установлено отечественное программное обеспечение, а также разнообразная защита. По их мнению, задачи, которые ставит государство, можно решить с помощью софта. И, наоборот, передача всей сферы под контроль одной организации может упростить задачу злоумышленникам, которым станет проще получить несанкционированный доступ к цифровым конструкциям в случае такого «единого окна».

Все новости компаний