Утвержден перечень капремонта дорог в Перми на 2016 год, в который вошли 20 объектов. Расскажите, по какому принципу они выбраны?

– Начну с истории вопроса. Когда я начинал карьеру в Производственном управлении дорожного строительства и благоустройства при Пермском горисполкоме, годовая норма ремонта приближалась к 2 млн кв. метров – столько дорог строилось, подвергалось реконструкции, ямочному или капитальному ремонту за сезон. В современной российской истории, даже в лучшие времена, когда объемы финансирования дорожной отрасли были немаленькими – это 2010-2012 годы, в Перми ремонтировалось в четыре раза меньше. А нуждаются в ремонте ежегодно 3-4 млн кв. метров. Разница между показателями – это так называемый недоремонт, и с каждым годом он растет. За год изнашивается от 1 до 2,5 см верхнего слоя дорожного полотна, и его нужно планомерно менять. Если мы пропускаем нормативный срок ремонта, дорога начинает разрушаться. Сейчас эти сроки не соблюдаются практически нигде в России, за исключением, может быть, Москвы.

Вообще весь ремонт можно подразделить на две части. Первая – стратегическая. Это глобальная реконструкция и строительство новых дорожных развязок. В этом году, как и в прошлом, мы сосредоточимся на решении логистических задач и «расшивке» узких мест. Это продолжение переустройства улицы Макаренко, площади Восстания и старт реконструкции развязки улицы Героев Хасана с Транссибирской магистралью. Суть проекта в том, что будет строиться параллельная железнодорожная эстакада, а действующая насыпь с тоннелем будут разобраны. Сейчас проект проходит экспертизу.

Второе направление – приведение в нормативное состояние покрытий дорог без изменения их конфигурации, это традиционный сезонный ремонт. Начинающиеся разрушения устраняются ямочным ремонтом, и с каждым сезоном дороги становятся все пестрее от «заплаток». Через некоторое время для них просто не остается места, тогда мы делаем капитальную работу. Дороги, включенные в перечень объектов капремонта 2016 года, совсем не могут ждать: их нужно отремонтировать прямо сейчас. Это маленькая часть того объема работ, в котором нуждается улично-дорожная сеть. Например, улица Сибирская между улицами. Петропавловской и Монастырской тоже явно требует уже не ямочного ремонта, а замены покрытия.

Сколько всего таких дорог?

– В Перми примерно 300-400 улиц, которые нужно уже сейчас фрезеровать и асфальтировать. Цена вопроса – ориентировочно 1,5 млрд рублей. Найти такую сумму в этом году, я думаю, нереально. Если продолжить аналогию с заплатками, наша залатанная одежка выдерживает до тех пор, пока мы не попадем под шквальный ветер, дождь и снег. Была бы хорошая погода, еще год поносили бы, а так швы разошлись сиюминутно.

В этом году погода как раз не благоприятствовала…

– Да, и те дороги, которые требовали ремонта, стали разрушаться на глазах.

И что вы предпринимаете?

– Мы уже начали детальнейшим образом изучать объекты, отремонтированные за последние пять лет. Часть из них еще на гарантии, часть – уже нет. Мы проанализировали ситуацию и по итогам визуального обследования и опыту прошлых лет понимаем состояние дорог – где и почему произошли разрушения и можно ли их восстановить в счет гарантии.

Нескольких компаний, которые ремонтировали дороги в Перми в 2011-2012 годах, уже нет ­– они обанкротились. А претензии у нас сейчас именно по объектам 2011 года, по 2012-му – чуть меньше, по 2013-му – совсем немного. Из дорог, отремонтированных позже, проблемная дорога только одна. Те подрядчики, которые продолжают работать, безусловно, исполнят свои обязательства. Сложности возникают с теми компаниями, которые разорились.

На их долю приходится много объектов?

– Из 72 осмотренных дорог – около 10%.

А какой единственный объект 2014-2015 годов, на котором зафиксировано разрушение покрытия?

– Участок улицы Карпинского между улицами Мира и Свиязева. Но у меня нет сомнений, что подрядчик этого объекта выполнит свои гарантийные обязательства.

Какие компании ушли с рынка дорожного строительства за последние пять лет?

– КТ «Пермская ДМПК» – предприятие, качество работы которого я высоко оцениваю, сейчас находится в стадии банкротства. ООО «Альянс АиО» – компания, много и достаточно качественно работавшая в Перми – тоже банкрот. Прекратило работу и ООО «Векстрой», за которым также закреплен ряд дорог. С обанкротившимися предприятиями, у которых есть гарантийные объекты, мы судимся, есть решения в нашу пользу, но судебным приставам взять с них нечего. Рассчитывать на помощь разорившихся компаний не приходится. Тем не менее текущий ремонт на данных объектах при необходимости будет выполнен силами районных учреждений благоустройства.

Выбор подрядчиков стал меньше?

– Как говорится, свято место пусто не бывает: кто-то закрывается, прекращает работу – другие открываются. На рынке Перми всегда есть около 10 подрядных организаций. Среди этого небольшого числа есть те, кто умеет качественно делать ремонт, и те, кто не совсем к этому готов.

Каких из них больше?

– Примерно поровну. Среди компаний, которые производят асфальт и умеют с ним работать, имеют необходимую для ремонта технику и квалифицированных рабочих, могу назвать «Пермавтодор», «Пермдорстрой», «СМУ-34», «Старт», «Спарго».

Кроме контроля за выполнением гарантийных обязательств – что еще делается для сохранения дорог в нормативном состоянии?

– Очень плотно приходится взаимодействовать с сетевыми компаниями, чтобы они восстанавливали те участки, которые разрушили при ремонте своих сетей. Бывают случаи, когда эти работы портят новую проезжую часть. Например, участок улицы Островского между улицами Луначарского и Ленина сразу после капитального ремонта был «раскопан»: с 2013 года его раскапывали раз двадцать. Сейчас перед нами стоит задача в летний период заставить их восстановить дорогу.

Насколько это сложно?

– Если, скажем, «НОВОГОР-Прикамье» работает по установленным правилам и устраняет последствия своих работ, как это положено, то с тепловыми компаниями сложно прийти к такому пониманию. Но, думаю, у нас получится. До суда с сетевиками редко доходит. Как правило, убедить их исполнить свои обязательства удается в ходе переговоров.

Сейчас работать стало проще. После внесения изменений в Правила благоустройства в мае прошлого года сетевые компании и пермские застройщики обязаны перед проведением земляных работ заключать договоры с муниципалитетом, где четко прописываются обязанности сторон по восстановлению благоустройства и гарантийные обязательства.

На дорогах Перми в последнее время появилось много знаков «неровная дорога», предупреждающих автомобилистов о том, что нужно снизить скорость. Это временная мера?

– Знаки установлены на тех участках, где разрушено дорожное покрытие: это требование правил дорожного движения. Сейчас погода не позволяет проводить полноценный ремонт дорог горячим асфальтом. Однако уже сейчас подрядчики вышли на ремонт наиболее аварийно опасных участков экспресс-методом с помощью литого асфальтобетона и горячего асфальта. Главная цель такого ремонта – быстро устранить дефекты, появившиеся после зимы, и обеспечить безопасность дорожного движения. Знаки будут необходимы до тех пор, пока подрядчики смогут провести ремонтные работы. Планируем начать полноценно работать с горячим асфальтом в конце апреля – начале мая с наступлением подходящих погодных условий начнется текущий ремонт горячим асфальтом. Всего в этом году «картами» планируется отремонтировать более 300 тысяч квадратных метров покрытия.

На заседании гордумы депутат Владимир Плотников предложил провести все аукционы по ремонту дорог в Перми и их текущему содержанию до 1 мая. Вы согласны с такими сроками?

– Да, мы заинтересованы в том, чтобы подрядные организации как можно быстрее приступили к ремонту дорог. Определенную часть работ мы проведем до Дня города (12 июня).

В завершение несколько вопросов о конкретных дорожных объектах. Сейчас разрабатывается проект реконструкции ул. Революции от ЦКР до ул. Сибирской с обустройством трамвайной линии. Возникают ли сложности? В частности, связанные с возможным сносом здания по ул. Революции, 25.

– Проектировать в городе – всегда сложнее, чем строить с нуля. Проектировщики сталкиваются с трудностями. Здание на углу улиц Революции и Сибирской мы сносить не планируем. Скорее всего, немного «отойдем» от него, сузим дорогу, но здание решено не трогать.

А при реконструкции ул. Строителей избежать сноса части прилегающих зданий не получится?

– Сейчас проектируется улица Строителей между улицами Куфонина и Локомотивной. Это крайне сложный и столь же важный объект. Кроме того, он будет дорогостоящим. И, скорее, не столько из-за непростых технологических решений, а потому, что какие-то прилегающие объекты придется сносить. И, соответственно, платить их собственникам. Сейчас нет данных о том, сколько это будет стоить. Проект готовится, и он в любом случае будет завершен, а дальше все будет зависеть от наполняемости дорожного фонда Перми и края.

Каковы ближайшие планы по реконструкции ул. Героев Хасана?

– Наша задача в ближайшие три года – пройти два этапа: построить развязку с Транссибом и расширить узкий участок улицы – от развязки до ул. Васильева. Конкурс на выполнение строительных работ по первому этапу сможем объявить в середине этого года. По второму этапу разрабатывается проект, он будет передан на экспертизу в мае.

Светофоры, кольца, островки

Начальник Пермской дирекции дорожного движения Максим Кис – об увеличении пропускной способности дорог в Перми и балансе между скоростью передвижения и безопасностью.

Возможностей для улучшения организации движения без проведения реконструкции улиц в Перми осталось немного. В большинстве случаев существенных улучшений удается достичь в ходе капитального ремонта и реконструкции дорожных объектов. Тем не менее, резервы выявляются – прежде всего в части светофорного регулирования. Для увеличения пропускной способности перекрестков подбирается почасовой режим работы каждого светофора.

Среди примеров того, где за счет реконструкции светофора удалось увеличить скорость передвижения и при этом повысить безопасность перекрестка, – пересечение ул. Лифанова и ул. 1905 года. Там нередко случались ДТП, так как по ул. Лифанова водители должны были, поднимаясь в гору, проехать в разрыв транспортного потока, идущего с ул. Свердлова. На новом светофоре была выделена отдельная фаза для движения по ул. Лифанова в сторону микрорайона Костарево. С тех пор аварий там не происходило, машины стали двигаться быстрей, несмотря на необходимость подождать своей очереди для проезда несколько секунд.

Успешными были эксперименты по созданию кругового движения. Перекрестки, на которых устанавливаются мини-кольца, становятся саморегулируемыми и легко адаптируются под изменение трафика в течение суток. Будем продолжать практику по созданию «островков безопасности» – статистика показывает двукратное сокращение пострадавших пешеходов в этих местах. Новые перекрестки с круговым движением тоже будут появляться – сейчас рассматриваются несколько предложений, в каких именно местах это сделать. Отмечу, что в Перми разработана и полноценно работает единственная в России транспортная модель города, что дает возможность оперативного математического моделирования и прогнозирования результатов предлагаемых изменений.

На протяжении последних нескольких лет, несмотря на постоянный рост числа автомобилей в Перми, нам удавалось держать скорость транспортных корреспонденций на стабильном уровне. А в 2015 году мы наблюдаем даже ее увеличение, даже в часы пик загруженность улиц, по данным сервиса «Яндекс.Пробки», на 1-2 балла ниже, чем раньше. Это результат и работы администрации по реконструкции улично-дорожной сети, и внешних факторов, таких как снижение деловой активности. В 2016 году планируется введение в Перми платных парковок. Это один из мощнейших инструментов влияния на количество автомобилей на улицах. Мы увидим еще более существенное уменьшение числа машин в центре.

Во второй части интервью Анатолий Дашкевич подробнее расскажет об объектах дорожного ремонта 2016 года и новых контрактах на содержание города.