Business Class публикует вторую часть интервью с главой администрации Перми. В прошлый раз Дмитрий Самойлов рассказал о дорожном строительстве, месте возведения третьего моста, проекте диагональной трассы по ул. Строителей.

Дмитрий Иванович, в этом году завершилось лицензирование управляющих компаний. Повлияло ли это на качество взаимодействия с ними городских и районных властей?

– Наши доблестные 168 управляющих организаций на 14 млн кв. м. жилья – мина замедленного действия. Экономическая целесообразность работы УК (когда она трудится «в ноль» и содержит слесаря, электрика и техников-смотрителей) начинается лишь когда у нее в управлении находится жилой фонд площадью свыше 300 тысяч кв. м. Таких компаний в Перми только 7, остальные 161 управляют примерно 8,5 млн кв. м жилья, получается около 50 тыс. кв. м на каждую. Это несерьезно. Для города, на мой взгляд, достаточно 40-45 управляющих компаний. Это подтверждается опытом и практикой советских времен, когда в каждом районе была жилищно-эксплуатационная служба, в которую входили 5-7 участков. Если бы у нас в Перми было 40 управляющих организаций с внятными собственниками, мы быстро навели бы порядок. Сейчас их более полутора сотен, и у части из них интерес заключается в том, чтобы вывести из бизнеса в свою пользу часть потоков платежей от населения, накапливая долги перед ресурсоснабжающими организациями. Это очень серьезная проблема, требующая отдельного разговора.

Отозвать лицензию у управляющей компании, используя административные действия, невозможно – только по решению суда.

Заявлялось, что и получить лицензию будет довольно сложно.

– Мне нет смысла критиковать федерального законодателя, но, к сожалению, причиной для неполучения лицензии не является задолженность компании перед ресурсоснабжающими организациями. Для получения лицензии требовались хорошо оформленный сайт и правильно собранный пакет документов. Позиция сетевиков и городских властей практически не учитывается.

Поэтому отсева недобросовестных УК после лицензирования не произошло. Сейчас мы их заставляем следить за состоянием дворов и крыш, что особенно важно при перепаде погоды.

Сейчас механизмов иного воздействия, кроме лицензирования, нет, и вопрос начнет решаться только при значительном уменьшении количества управляющих организаций. Замечу, что рынок это не отрегулирует. Жилой фонд построен в разное время, имеет подчас несравнимый износ, соответственно, требует иных расходов при содержании. Кроме того, при распределении фондов между УК необходимо контролировать и то, что переходит в управление: равномерно распределяя между организациями и старые, и новые дома, создавая равные условия на рынке. Пока механизма муниципального воздействия на эти процессы нет.

Как себя показывает муниципальная управляющая компания?

– МУЖРЭП «Моторостроитель», которое приобрело функционал управляющей организации, пока не выходит на плановые цифры по объему жилого фонда в управлении – 80 тыс. кв. м. С этим вопросом мы разбираемся.

Принимая закон о бюджете края на 2016-2018 годы, законодатели вынесли решение о возможности увеличении отрицательных трансфертов из муниципалитетов. Если это произойдет, бюджет Перми потеряет до 1,25 млрд рублей. Что вы об этом думаете?

– Проект бюджета региона принят в первом чтении, и в нем на 2016 год нет отрицательного трансферта. То, что сделал минфин, – привел региональное законодательство в соответствие с федеральным, но это не означает, что краевые власти будут прибегать к таким мерам.

Хотелось бы узнать о сроках появления в Перми крупных сетей, таких как «Икея», например. Определено ли место, где появится этот торговый центр?

Уже определен участок, где торговый центр может появиться. Мы поддерживаем их выбор. В этом году в Перми откроется торговый центр компании «Декатлон», в следующем году – «Зельгрос» и «OBI».

В бюджете города заложено 50 млн рублей на новый зоопарк. На что пойдут эти деньги?

– Идет перепривязка проекта зоопарка к новой площадке в Индустриальном районе. Деньги пойдут на строительные работы в соответствии с проектом. Самое главное – перестать заниматься склоками и уже начать строительство.

Нижегородская компания «Корос-Аква» заявила о возможности строительства аквапарка в Перми. Ведутся ли переговоры с этой компанией, на каком этапе они находятся? Будет ли участок по ул. Щербакова, 102 выставлен на торги? И когда планируется начать реализацию проекта?

– Встреча с инвесторами «Корос-Аква» мне очень понравилась. Это профессиональная компания, обладающая опытом строительства подобных объектов. Они показали совершено нетрадиционный проект не с точки зрения аквапарка, а с позиции оформления, проектных и конструктивных решений. Городская администрация достаточно серьезно проработала с сетевыми компаниями возможность подключения этого объекта к городской инфраструктуре. Сейчас идет дополнительная проработка по сетям водо- и электроснабжения. Мы бы очень хотели, чтобы этот инвестор зашел на конкурс именно на эту площадку. Это хороший участок в северной части города, где с масштабными объектами далеко не все в порядке.

Следующий год выборный. Планируете ли замены в структуре администрации города?

– Новая структура городской администрации утверждена в ноябре прошлого года и вступила в действие только с 1 января. Нужно как минимум год в этой схеме отработать. Зуда реформирования у нас нет. В больших организациях структура меняется раз в два года. Какие-то точечные изменения для повышения эффективности работы возможны, в них я не вижу беды. Напомню, в прошлом году мы создали Управление капитального строительства, которого не было в течение 10 лет. Я считаю это абсолютно правильным решением, УКС внес неоценимый вклад в сдачу в этом году крупных объектов, о которых мы уже говорили: Дягилевская гимназия и ФОК на ул. Обвинской.

Что касается замен – при бывшем председателе спортивного комитета дела на строительстве ФОКа (спорткомитет был заказчиком строительства) не двигались. Пришлось принимать нетрадиционное решение и ставить вместо него заместителя начальника УКС, чтобы обеспечить взаимодействие и координацию двух структур. За четыре месяца после этого ситуация кардинальным образом изменилась. Дмитрий Онорин, думаю, продолжит работать на этой должности. У него системный подход, и он смотрит на свою работу как менеджер, организатор. Если обобщать, думаю, на фоне подготовки к выборам и проведения выборов точечные замены останутся незаметными. Это жизнь, кто-то может поменять работу, переехать в другой город ли накопить критический объем претензий по невыполненным в срок обязательствам. Может быть, на это не обращают внимания, но с момента моего прихода в администрацию Перми сменились уже около половины руководителей функциональных органов городской власти.

Еще структурное изменение – я связал всех своих заместителей с их ключевыми структурными подразделениями. Считаю, это очень оправданно, заместители стали через себя все пропускать, стало меньше бюрократии, больше ответственности. Это факт.

Заключительный вопрос. Вы уже говорили, в том числе и Business Class, о том, что планируете участвовать в конкурсе на замещение должности главы администрации Перми в следующем году, после выборов в новый созыв гордумы. Ваши планы не поменялись?

– С учетом тех итогов работы команды городской администрации в 2015 году, о которых я вам рассказал, с учетом планов на 2016-2018 годы и того, что сложились хорошие рабочие взаимоотношения с Пермской городской думой и абсолютно понятные и полезные для Перми отношения с краевым правительством, я от своих планов не отказываюсь. Конечно, ключевой будет точка зрения горожан, их оценка нашей совместной работы.