Business Class проанализировал изменения на вторичном рынке автомобилей в Перми за последний год. Сегодняшние цены почти не отличаются от тех, которые были зафиксированы в сентябре 2014 года. В среднем автомобили подорожали всего на 1,3%. Как отмечают эксперты, в начале года наблюдался резкий скачок цен, однако из-за отсутствия спроса они довольно быстро начали снижаться до прежнего уровня и только недавно превысили прошлогоднюю отметку. Вместе с тем отмечается существенное уменьшение предложений о продаже машин с пробегом, а покупатели при выборе руководствуются не качеством, а ценой. Многие выбирают «железных коней» за 100 тыс. рублей и менее – вплоть до 10-30 тыс. рублей. В то время как предприниматели, спасающие свои компании, распродают автомобили премиум-класса за полцены.
Вверх, вниз и снова вверх
«Резкий скачок произошел в конце прошлого года под влиянием курса доллара, но за ним последовало снижение, и цены практически вернулись на прежний уровень. Когда люди не могут позволить себе покупку, продавцы вынуждены снижать цены. В итоге стоимость некоторых моделей опустилась на 10-15% по сравнению с прошлым годом. В то же время на ряд автомобилей цены не только восстановились, но и немного превысили показатели 2014 года», – рассказывает Владимир Гущин, директор компании «АвтоПлаза59». «Автомобили с пробегом дорожали в январе-марте, затем начался спад, летом цены продолжали падать. Несмотря на рост курса валют и подорожание новых автомобилей, цены на вторичном рынке практически не изменились», – соглашается директор «Гранд-Авто-Мото» Алексей Новоселов.
«В августе-сентябре текущего года был отмечен рост, но очень незначительный. На очередное снижение курса рубля вторичный рынок отреагировал гораздо слабее, чем рынок новых автомобилей», – добавляет Андрей Марамзин, руководитель отдела продаж центра автомобилей с пробегом компании «Дав-Авто».
По его словам, на вторичный рынок Перми оказала влияние государственная программа утилизации автомобилей и Trade-In. Речь идет о программе обновления автопарка, предполагающая продажу или сдачу старого авто в утилизацию с одновременной покупкой новой машины. Взамен прежнего автомобиля участник программы получает скидку на покупку нового. «С запуском программы Trade-In число розничных продаж как таковых, а не обмена старой машины на новую, стало намного меньше. Когда мы выкупаем старый автомобиль, то стремимся предложить цены выше, чтобы клиент был заинтересован в покупке новой машины. Подержанные авто, которые накапливаются в ходе реализации программы, чаще всего продаются не в розницу, а так называемым «перекупщикам». При такой схеме работы салон получает меньшую прибыль, чем от розничных продаж подержанных авто. Так работает не только наш автосалон – это стало характерным для всего рынка Перми, и тенденция продолжится до конца действия программы Trade-In», – отмечает он.
«По сравнению с прошлым годом снизилось количество предложений о продаже, особенно если говорить об автомобилях с небольшим пробегом в хорошем техническом состоянии. Люди не спешат расставаться с машинами. Это связано с ситуацией на первичном рынке – влияют и цены, и то, что предложений у дилеров стало меньше, особенно по тем автомобилям, которые собираются за границей», – рассуждает Алексей Новоселов.
Изменение стоимости автомобилей на вторичном рынке в Перми в 2014-2015 годах
Марка автомобиля | Цена трехлетнего авто на вторичном рынке, руб. | Изменение, % | |
сен.14 | сен.15 | ||
Lada 2107, | 105454 | 115500 | 9,5% |
ZAZ Cance | 157222 | 105000 | -33,2% |
Lada Niva (4x4) | 302166 | 250125 | -17,2% |
Renault Logan | 320000 | 295923 | -7,5% |
Lifan Solano | 264000 | 260714 | -1,2% |
Renault Sandero | 355000 | 341666 | -3,8% |
Chevrolet Spark | 330000 | 307333 | -6,9% |
Chevrolet Niva | 362333 | 366272 | 1,1% |
В среднем по группе: | -7,4% | ||
Mersedes-Benz G-class | 3584700 | 3981250 | 11,1% |
BMW X6 | 2318000 | 2364285 | 2,0% |
BMW X5 | 2025000 | 1999000 | -1,3% |
Nissan Patrol | 1975000 | 1850000 | -6,3% |
Toyota Land Cruiser | 2356000 | 2627733 | 11,5% |
В среднем по группе: | 3,4% | ||
Всего: | 1,3% |
Источник: АА «Автостат», Drom.ru, Avito.ruВ список включены авто, вошедшие в ТОП-10 самых дешевых и ТОП-10 самых дорогих машин в сентябре 2014 года (за исключением моделей, объявлений о продаже которых на сайтах Drom.ru, Avito.ru менее двух)
Цена решает все
Как пояснил г-н Новоселов, дорогие иномарки сложнее продаются, увеличился срок их продажи, и продавцы вынуждены сильно снижать цены. «Если новый автомобиль стоил 2 млн рублей, то через год его купят максимум за 1,2 млн рублей», – добавляет он.
По его словам, цены на ряд подержанных иномарок сдерживает наличие альтернативы в виде новых автомобилей, сопоставимых по цене. «Если новый седан Volkswagen Polo российской сборки стоит 500 тыс. рублей, то аналогичные автомобили с пробегом европейской сборки не продаются дороже него при ослаблении рубля, хотя изначально их стоимость связана с курсом евро. Если рядом будут стоять подержанный «европеец» и новый «русский» автомобиль этого же класса, то большинство предпочтут второй. Ограничивают рост цен на «вторичку» как минимум три бюджетные модели: помимо Polo это KIA Rio и Hyundai Solaris. Таким же образом, например, новая Toyota Camry не дает поднять цены на Corolla с пробегом и так далее. Конкурировать с наиболее доступными новыми авто удается только за счет продажи машин более высокого класса по той же цене. Скажем, если Jetta 2014 года выставить по цене того же Polo», – приводит пример эксперт.
Востребованными остаются машины стоимостью от 300 до 500 тыс. рублей, то есть дешевле новых моделей. Если говорить о внедорожниках, то, по оценкам участников рынка, спрос сохраняется при цене в диапазоне от 600 до 800 тыс. рублей.
Что касается дорогих иномарок, то продавать их приходится с большими скидками. «Свежие машины бизнес-класса продают за полцены, несмотря на то, что новые автомобили этого сегмента дорожают. Число предложений по продаже авто высокого класса при этом увеличивается. Как правило, продавцами выступают бизнесмены, которые в связи с кризисом готовы пересесть на более дешевую машину, а деньги вложить в свое предприятие», – говорит Алексей Новоселов.
В автоцентре автомобилей с пробегом «Дав-Авто» отмечают, что пермяки активно покупают самые дешевые автомобили. «Очень хорошо продаются машины даже не эконом-сегмента, а еще на порядок дешевле. Отечественные автомобили стоимостью до 100 тыс. рублей расходятся как горячие пирожки. Если говорить об иномарках, то наиболее активно идут продажи в ценовом диапазоне от 200 до 350 тыс. рублей. Расходятся и машины, стоимость которых составляет 10-30 тыс. рублей. Самый главный ориентир покупателей сейчас – далеко не высокое качество. Решающим фактором стала низкая стоимость», – заключает Андрей Марамзин.
Будут расти
По данным мониторинга аналитического агентства «Автостат», цены на автомобили с пробегом в России в сентябре поднялись, но незначительно – в среднем всего на 1%. Аналитики отмечают, что не все модели показывают сейчас одинаковую динамику. По словам директора АА «Автостат» Сергея Целикова, в перспективе можно ожидать рост цен на вторичном рынке в пределах 1-2% в месяц, что связано с увеличением стоимости новых автомобилей. Рост цен будет продолжаться всю осень, считает эксперт.