Город
  1. Город
 09 сентября 2015, 09:00  

Под напряжением

Под напряжением
Генеральный директор МУП «Пермгорэлектротранс» Александр Филиппов – о финансовом состоянии предприятия, борьбе с нелегалами и о том, как ученые-математики помогли муниципальному перевозчику сэкономить миллионы

В июне МУП «Пермгорэлектротранс» частично погасило просроченную кредиторскую задолженность в сумме более 117 млн рублей за счет субсидий. Как обстоят дела на сегодняшний день, достаточно ли выделенных средств для стабилизации финансовой ситуации?

– Размер запланированной в бюджете субсидии по сравнению с прошлым годом сократился на 100 млн рублей: с 550,5 млн рублей до 453,2 млн рублей. И это на фоне инфляции и того, что поставщики постоянно поднимают цены, растет стоимость электроэнергии, а также массы других подобных факторов. Да, доходы предприятия растут, но не настолько серьезно, чтобы покрыть разрыв в бюджете. По большому счету, финансовая ситуация продолжает быть достаточно напряженной.

– Удалось ли выполнить план по доходам за шесть месяцев 2015 года?

За первое полугодие текущего года план по доходам выполнен на 101,7%. Доходная часть бюджета предприятия на 2015 год составляет 721,9 млн рублей – это без учета плана мероприятий по финансовому оздоровлению на период 2015-2016 годов, который должен быть утвержден в ближайшее время. При этом есть ряд причин, по которым выручка оказалась меньше, чем предполагалось. Мы планировали, что после внедрения Единой маршрутной сети произойдет увеличение пассажиропотока. Действительно, за первые три дня после введения изменений выручка на троллейбусных маршрутах, в частности, идущих в направлении микрорайона Парковый, увеличилась в разы, но потом появились нелегальные перевозчики.

С нелегалами, как показывает практика, очень непросто бороться…

– Конечно, ведь любой бизнесмен, который делает что-то не по правилам, находится в заведомо выигрышном положении: ему не нужно платить налоги, соблюдать технический регламент, Трудовой кодекс – ты ни за что не отвечаешь. Бизнес за счет этого получает большую рентабельность по сравнению с предприятиями, работающими легально. Взять, к примеру, «Пермгорэлектротранс» – мы даже на два дня не можем задержать зарплату – без того, чтобы не получить за это штраф. Мы на виду, а нелегалы маленькие и юркие – с ними сложнее. Плюс к этому не наработана нормативная база, но правоохранительные органы должны выявлять таких «лихих» перевозчиков и пресекать их деятельность. Считаю, наказывать нужно строго – вплоть до изъятия орудия правонарушения, то есть автобуса. На сегодняшний день это одна из наиболее действенных мер. Если нормативные акты не дают достаточных полномочий для этого, то необходимо выходить с инициативой об их изменении, а не сидеть сложа руки и ждать, пока «само рассосется».

Вернемся к троллейбусам. В первые дни выручка увеличилась, а потом?

– Вернулась примерно на тот же уровень, который был до внедрения новой маршрутной сети. Небольшое увеличение пассажиропотока есть, но за счет того, что убрали маршрут №2 с шоссе Космонавтов и перенесли технику на другие направления. Сейчас троллейбус №10 «Площадь Дружбы – Парковый» перевозит в среднем 13,5 тыс. человек в день, №12 «Ул. Гусарова – Парковый» – 8 тыс. человек в день.

Если смотреть в целом, то как изменилось соотношение пассажиропотока на электротранспорте и автобусах?

– Ничего не изменилось – доля трамваев и троллейбусов по-прежнему порядка 17%. Опять же – потому что появился пласт нелегальных перевозчиков, «срезающих» весь пассажиропоток, который предполагалось перенаправить на электротранспорт, отдав ему приоритет в рамках новой сети. На первый взгляд, может показаться, что жителям это на пользу – транспорт ходит чаще, выбор больше, но о качестве услуги речь при этом не идет. Какой бы ни была действующая маршрутная сеть – плохой или хорошей, «нелегал» – это по определению зло. Новую сеть можно и нужно критиковать и корректировать – это «живой организм», о чем и начальник департамента дорог и транспорта Илья Денисов неоднократно говорил.

Открытие депо «Красный Октябрь» повлияло на количество пассажиров?

– Это не было главной целью. В первую очередь, открытие второго выпускающего депо было связано с обеспечением стабильной работы предприятия. Когда порядка 100 вагонов за два часа – с пяти до семи утра – выходят через одну ветку, и вдруг происходит поломка или сотрудник ГИБДД останавливает трамвай, чтобы проверить документы и техническое состояние состава, то движение останавливается.

Сотрудники ГИБДД и трамваи проверяют?

– Да, и такое было – пока один трамвай досматривают, остальные стоят, один уезжает – следующий проверяют и так далее. Но это редкий случай, а вот авария на путях – такое сплошь и рядом. Если автомобили сталкивались с утра на путях на ул. Мира, то трамваи не доедут ни до Бахаревки, ни до Мотовилихи. Сейчас эти риски сократились вдвое. Техника распределена между депо примерно пополам, и диспетчер имеет возможность перебросить вагоны на другие направления, если происходит внештатная ситуация. Кроме того, раньше по вечерам на входе в депо могли образовываться пробки. Это и для жителей неудобно, и для водителей, и для предприятия – так как время вынужденного простоя мы должны оплачивать. Открытие депо «Красный Октябрь» и эту проблему решило.

В конечном итоге это и пассажиров должно привлечь.

– Я уверен, что лояльность пермяков по отношению к электротранспорту повысится.

Расскажите о работе в рамках плана финансового оздоровления.

– План разнонаправлен. Одно из основных положений связано как раз с введением новой маршрутной сети, и здесь, как я уже сказал, есть определенные сложности. Появление нелегальных перевозчиков не позволяет нам увеличить пассажиропоток и полностью выполнить план в части увеличения доходов от продажи билетов. В этом направлении мы работаем совместно с правоохранительными органами и УФАС. Ряд других мероприятий реализован успешно. Так, обслуживание трамвайной сети осуществляется без привлечения частных организаций. Мы делаем эту работу своими силами, и можно констатировать, что надежность трамвайной сети повысилась. Если раньше на ситуации, когда, к примеру, лопались рельсы, можно было реагировать только «по факту», то сегодня удается предотвращать сходы трамваев. По итогам полугодия можно сказать, что количество сходов перестало расти, как это было в 2012-2014 годах. Наши специалисты ежедневно обследуют пути на Северной дамбе и других напряженных участках. Конечно, хотелось бы полностью отремонтировать износившиеся трамвайные пути, но в силу разных причин сделать это пока не можем. Поэтому ведем ежедневный мониторинг и проводим локальные ремонты.

Компания «Желдорсервис» взыскивает с «Пермгорэлектротранса» 16 млн рублей. Это один из бывших подрядчиков? (см. справку)

– Да, эта организация занималась обслуживанием трамвайных путей. Кроме того, они укладывали пути на ул. Трамвайной возле завода Дзержинского. По этому объекту много претензий со стороны контролирующих органов, и мы немало сил и средств потратили на устранение недостатков, так как «Желдорсервис» полностью устранился от общения с нами по поводу гарантийных обязательств. На сегодняшний день продолжается судебное разбирательство. Подрядчик взыскивает задолженность за услуги по содержанию трамвайных путей, а мы считаем, что у них есть неисполненные гарантийные обязательства. Одних только предписаний от ГИБДД мы получили на сумму более миллиона рублей.

Когда подписан акт приемки объекта?

– Объект принимало предыдущее руководство «Пермгорэлектротранса». Гарантия на работы – три года.

Вы говорили о Северной дамбе. Планируется ли ремонт трамвайных путей на этом участке?

– Я надеюсь, что это будет сделано в рамках комплексного ремонта, как в случае с ул. Героев Хасана. Состояние путей действительно оставляет желать лучшего, и капитальный ремонт необходим в ближайшее время.

Заместитель главы администрации Перми Анатолий Дашкевич рассказал, что в ближайшее время начнется проектирование реконструкции ул. Революции от Колхозной площади до ул. Сибирской. Проект будет разрабатываться с учетом возможности в дальнейшем укладывать на этот участок трамвайные пути. Как вы оцениваете такую возможность?

– Я был бы двумя руками «за». Это возможность открытия новых трамвайных маршрутов и развития логистики – очень важно, чтобы в случае возникновения непредвиденных ситуаций трамваи можно было перенаправить по параллельному маршруту.

В соцсетях обсуждалось, что кондукторы автобусов больше не имеют права бесплатного проезда в трамваях и наоборот. С чем это связано?

– Традиция «взаимного» бесплатного проезда зародилась, когда существовал муниципальный автобусный парк, который находился фактически в одной структуре с предприятием «Пермгорэлектротранс». Сейчас ситуация другая, и как в автобусах наших сотрудников не возят бесплатно по служебным удостоверениям, так и мы не предоставляем таких льгот. У нас есть обязанность доставить персонал на рабочее место, и мы исполняем его за счет собственного транспорта и частично с привлечением подрядчиков. Проблемы, которые сейчас возникают в связи с доставкой людей на работу, исчерпают себя сразу после того, как будет введен электронный билет. Любой руководитель сможет обеспечить своих сотрудников карточками для оплаты проезда и получать исчерпывающую информацию о поездках: маршрут, дату и время. Тогда можно будет точно знать, ездил сотрудник на работу или по своим личным делам. На сегодняшний день льготная система не совсем прозрачна – кто и сколько раз воспользовался бесплатным проездом по служебному удостоверению, выяснить сложно. А это услуга, и она оплачивается.

Под напряжением

Еще одно нововведение для сотрудников касается режима работы: теперь нет четырехчасового перерыва на отдых. Как это скажется на пассажирах?

– Я уверен, что рабочий день длиной в 13-16 часов не на пользу водителям – очень тяжело сохранять концентрацию, даже если предусмотрены часы для отдыха. Поэтому мы отказались от разрывных графиков. Прежде чем принять это решение, заключили контракт с математиками из ПГНИУ. Они разработали модель, в которую были внесены данные о расписании транспорта, количестве водителей, продолжительности работы и многое другое. Таким образом, было научно доказано, что можно сформировать двенадцатичасовые графики и соблюсти все требования Минтранса РФ о труде и отдыхе сотрудников. На сегодняшний день мы полностью перешли на новую систему. Это уже позволило сэкономить несколько миллионов рублей, так как теперь не нужно оплачивать время «дневного отдыха». Выигрышное решение и с точки зрения безопасности перевозок, так как водитель не находится на работе по 16 часов.

По итогам июня автобусный маршрут №62, который обслуживает «Пермгорэлектротранс», продемонстрировал низкий процент выполнения первых рейсов. В июле показатель пришел в норму. Как этого добились?

– Причина была чисто технической. Перезагрузили и наладили оборудование, которое передает данные «Гортрансу», и показатели пришли в норму. Автобусные перевозки для нас новый вид деятельности. Раньше наши автобусы работали только «на подхвате». На маршруты, куда бизнес не идет, отправляли технику «Пермгорэлектротранса». Тогда требования к выполнению рейсов были не такими строгими. Сейчас мы работаем наравне с другими перевозчиками, никаких привилегий у нас нет.

Сейчас такая просьба со стороны администрации возможна, если маршруты с низкой рентабельностью останутся невостребованными?

– Теоретически возможна, но автобусов у нас не осталось. У нас их 10: раньше некоторые стояли на консервации, а часть при необходимости использовалась на непопулярных маршрутах. Задействовать полностью эти ресурсы входило в план финансового оздоровления, и на сегодняшний день все 10 автобусов «в строю». Поэтому, чтобы мы могли обслуживать новые маршруты, нам нужна дополнительная техника.

Под напряжениемСправка Business Class ООО «Желдорсервис» обратилось в арбитражный суд с иском к МУП «Пермгорэлектротранс» о взыскании 15,57 млн рублей долга, 877 тыс. рублей процентов за пользование чужими денежными средствами. Речь идет о долге по оплате услуг: в конце 2013 года между сторонами был заключен договор на выполнение работ по содержанию верхнего строения трамвайных путей. «Пермгорэлектротранс» мотивирует несогласие с требованиями истца тем, что предприятие не нарушало сроков оплаты. Указывает, что в адрес подрядчика неоднократно направлялись претензии о ненадлежащем исполнении им работ. 13 июля суд первой инстанции удовлетворил требования компании «Желдорсервис». Ответчик подал встречный иск, который не был принят к производству. «Пермгорэлектротранс» обратился в суд с апелляционной жалобой на определение о возвращении иска. 25 августа апелляция оставила его без изменения. Еще одна жалоба – на решение арбитража от 13 июля – оставлена 17-м арбитражным апелляционным судом без движения до 17 сентября.
Все новости компаний