Газета
  1. Газета
 13 апреля 2015, 13:20  

Конкурентность по закону

Конкурентность по закону
Игорь Вагин, глава краевой избирательной комиссии - об эволюции избирательного законодательства, росте значения местных парламентов и сроках проведения губернаторской кампании.

С периодичностью в несколько недель появляется информация о том, что председатель крайизбиркома съездил в Москву, где ему дали задание готовиться к губернаторским выборам, которые пройдут уже в этом году. Прокомментируете?

– Повторю то, что уже неоднократно говорил: к выборам губернатора мы сейчас не готовимся, исходим из планового срока их проведения в сентябре 2017 года. Напомню, выборы депутатов Пермской городской думы, Законодательного собрания края, Государственной думы в декабре 2016-го, губернатора края в сентябре 2017-го, Президента РФ в марте 2018-го.

Какие выводы можно сделать по итогам работы комиссии в прошлом выборном цикле?

– Прежде всего мы ориентировали избирательные комиссии на выполнение задачи по повышению конкурентности на выборах. Реализация этой задачи связана с тем пониманием, что конкурентные и открытые выборы – это залог доверия избирателей к их результатам, если хотите, повышение легитимности избранных должностных лиц и депутатов. Поэтому важно было закрепить подход в практике деятельности комиссий, при котором их задача– не занимать формальную позицию в отношениях с кандидатом и констатировать у него нарушения, а помочь кандидату в вопросах соблюдения закона при регистрации и прохождении избирательной кампании. В частности мы очень плотно отработали с партиями до начала избирательной кампании в части разъяснения их представителям как новаций в законодательстве, так и типовых из года в год повторяющихся ошибок. Территориальные комиссии были настроены на то, чтобы максимально быстро оценивать поданные документы и при выявлении ошибок указывать кандидатам на них, давать возможность их исправить. Сейчас мы приводим краевое законодательство в соответствие с федеральным, где будет формализована обязанность комиссий указать на нарушения в документации, причем заблаговременно, вплоть до того, что при отсутствии такого информирования комиссия не сможет отказать в регистрации. Это касается абсолютного большинства документов, подаваемых на регистрацию, за исключением подписей и некоторых иных, в том числе финансовых, документов.

Есть плоды такого подхода в работе избиркомов с кандидатами?

- В качестве результата, в крае на прошедших муниципальных выборах резко сократилось число отказов по формальным основаниям. Приведу цифры – если в среднем по стране на данном уровне выборов 8% кандидатов получили отказ, то в крае – 2,5% партийных кандидатов. Отмечу, что ни одно решение комиссий об отказе в регистрации не было признано вышестоящей комиссией или судом необоснованным. При этом мы твердо стоим на позиции, что при выявлении нарушений законодательства со стороны кандидатов комиссии должны реагировать в полном соответствии с требованием закона, поскольку к развитию конкуренции это уже не имеет отношения. Наоборот – неисполнение своих обязанностей одним из кандидатов нарушает права других кандидатов. В итоге на прошедших выборах конкурентная борьба наблюдалась во многих муниципальных образованиях, это отмечалось и в экспертных оценках гражданских активистов. Кстати, мы постарались включить коллег в нашу работу. По итогам кампании у нас прошли встречи с экспертным сообществом, с политтехнологами, чтобы обобщить опыт, сделать выводы на будущее. Надо сказать, мы внимательно отнеслись к их экспертной оценке. Например, была отмечена проблема разных подходов ТИК в части взаимодействия с представителями кандидатов, например, по срокам выдачи запрашиваемых документов. Для решения проблемы мы решили разработать единый регламент работы территориальных комиссий, причем советовались по подходам с теми коллегами, которые эту проблему обозначали. В регламенте отражены все действия комиссии. При этом начали мы с себя и актуализировали регламент краевой избирательной комиссии. По инициативе коллег мы создали Портал ТИК, на котором теперь оперативно размещается вся информация о деятельности всех территориальных комиссий, в том числе их нормативные документы и решения. В части реализации программы по повышению правовой и электоральной культуры, а другими словами – плана работы комиссий по разъяснению разным группам избирателей того, что мы делаем, мы привлекли к сотрудничеству крупные общественные организации, отделения которых расположены во всех муниципалитетах края. Они не имеют прямого интереса в выборной тематике, но представляют группы населения, активно участвующие в выборах. Мы рассчитываем на то, что сетевой принцип работы этих организаций позволит доводить нашу позицию до более широкого круга избирателей, рассказывать о том, что и как мы делаем, разъяснять права и обязанности участников избирательного процесса. Их представители теперь повсеместно включаются в составы избирательных комиссий, на местах проводятся информационные встречи и обучение актива этих организаций, что теперь является важным показателем при оценке эффективности работы председателя ТИК. Конкретный пример такого взаимодействия – совместно с региональным отделением Всероссийского общества слепых мы определили участки с компактным проживанием избирателей с проблемами зрения, и все они были оборудованы специальными средствами для голосования лиц с ограниченными физическими возможностями. Мы провели работу по приглашению данных избирателей на участки, а в ряде территорий были привлечены волонтеры. Как результат – впервые число проголосовавших непосредственно на участках избирателей с проблемами зрения превысило число проголосовавших на дому (20% и 15,43% соответственно), и в целом их активность (35%) превысила средний процент явки (30,1%). Другим важным результатом явилось то, что мы повысили уровень работы самих комиссий. Это и ряд кадровых решений, и обучение всех уровней комиссий, например, мы постарались в прошедшем году обучить всех членов УИК, которые были задействованы на выборах. В результате как один из основных показателей качественной работы комиссий повысилось качество принимаемых решений, практически все решения судами и вышестоящими комиссиями были поддержаны. К положительным итогам работы можно также отнести завершение работы по модернизации избирательных участков. Например, во всех УИК появились сейфы для хранения избирательной документации, что исключило случаи пропажи или порчи документации, абсолютно все участковые комиссии оснащены прозрачными ящиками для голосования.

Как вы готовитесь к новому избирательному циклу?

– Если говорить про муниципальные выборы текущего года, то на данном этапе работа связана с подготовкой помещений для голосования и обучением членов комиссий. Главная особенность этого года – прямых выборов глав муниципальных образований не будет. Нас ожидают выборы депутатов Березниковской городской думы и депутатов земских собраний 13 муниципальных районов, а также дополнительные выборы по 32-му округу в городе Перми. Ряд из этих кампаний, очевидно, будет «пробой пера» в преддверии выборов депутатов Пермской городской думы, Законодательного собрания и Государственной думы. Отмечу, что в этом году мы совместно с коллегами из правоохранительных органов и политическими партиями впервые реализуем наши договоренности по проверке кандидатов на предмет судимости с целью заблаговременного информирования партий о таких фактах и, как результат, существенного снижения числа выдвигаемых партиями кандидатов, не имеющих права участвовать в выборах. Несомненно, приоритетной для нас задачей является подготовка к предстоящим крупным муниципальным, региональным и федеральным избирательным кампаниям 2016-2018 годов. В этой части первая задача – пройти все кадровые изменения в системе избирательных комиссий заблаговременно, чтобы у новых коллег было время погрузиться в детали. Критерии для председателей ТИК были следующие: прежде всего – профессионализм, второе – неаффилированность с местными группами влияния, третье – готовность принять те подходы в работе, о которых мы говорим. Важно отметить высокий уровень профессионализма и компетентности той команды, которая была сформирована при Тамаре Николаевне Сайдаковой, поэтому кадровые изменения носили не столь масштабный характер. На данный момент мы завершаем эту работу. Очень надеюсь, что именно этот состав и будет работать в предстоящем электоральном цикле. Сейчас мы движемся дальше и уделяем больше внимания работе с руководством и членами УИК. Это 16 тысяч человек, это наш актив, который мы должны обучить в предстоящие полтора года. Идет анализ «нарезки» по выборам депутатов краевого Законодательного собрания и Пермской городской думы, результаты работы мы должны внести на утверждение депутатов до 1 декабря текущего года. Следующее – это приведение краевого законодательства в соответствие с федеральным, текущей весной мы планируем внести изменения практически во все краевые законы, регулирующие порядок проведения выборов и референдумов.

А какие наиболее существенные изменения произойдут после принятия данных законов?

- Например, если после вступления в силу изменений в законодательство представительный орган был распущен в связи с непроведением заседаний, т.е по вине депутатов, то такие депутаты не смогут выдвигаться на назначенных в связи с этим новых выборах. На выборах депутатов Законодательного собрания предлагается ввести те же ограничения, что действуют для выборов в местные парламенты: запрет выдвигать свои кандидатуры гражданам с непогашенными судимостями, а также гражданам, судимости которых за тяжкие и особо тяжкие преступления погашены менее чем 10 и 15 лет соответственно. Еще один важный момент для выборов в региональный парламент – предлагается снизить процент голосов, полученных партией за партийный список, необходимый для распределения депутатских мандатов, с 7% до 5%. Другими словами, у партий появляется больше шансов получить мандат. Это требование федерального законодателя. Кроме того, кандидаты на должность губернатора и депутатов Законодательного собрания должны будут закрыть зарубежные счета и указать сведения об имуществе, находящемся за рубежом, еще до момента своего выдвижения. То есть установление комиссией факта сокрытия таких счетов и использования иностранных финансовых инструментов – основание для отмены регистрации кандидата. Рассчитываем, что данные изменения вступят в силу в мае текущего года.

Перейдем к местным выборам. Не считаете ли вы, что трижды изменившееся региональное законодательство об избрании глав муниципалитетов, переложившее большую часть этих полномочий на краевые власти, является противоречием конституционному принципу разделения властей?

– Последние изменения были вызваны поправками в 131-ФЗ, которые краевому законодателю предоставили только два варианта: либо глава муниципального образования избирается из числа депутатов и возглавляет представительный орган, а исполнительную власть возглавляет сити-менеджер, либо глава муниципалитета, он же глава администрации, избирается представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. При первом варианте после избрания главы муниципалитета из числа депутатов необходимо было бы проводить дополнительные выборы по его округу, так как он теряет статус депутата, кроме того, необходимо было бы избирать сити-менеджера конкурсной комиссией. Я считаю, что преимуществом второго варианта является появление четкого механизма ответственности глав муниципалитетов. Принятый закон создает более управляемую систему. Таким образом, при данном варианте формализуется ответственность губернатора за действия глав муниципальных образований, поскольку конкурсная комиссия по назначению глав наполовину формируется главой региона. Это, на мой взгляд, серьезный фактор повышения эффективности работы руководителей муниципалитетов.

То, что глава территорий перестанет избираться, не снизит ли его легитимность перед населением?

– Действительно, ряд экспертов отмечают отсутствие прямой ответственности главы перед населением, поскольку жители его не избирали. Повторюсь, что это компенсируется ответственностью главы перед губернатором и депутатами представительного органа, которых население избирает на прямых выборах. На данном этапе, когда закон принят, важно то, как будет осуществляться процедура поиска и отбора кандидатур на должности глав, степень публичности этой процедуры и то, насколько будет учитываться мнение жителей в этом процессе.

Звучат мнения о том, что в новой схеме избрания глав усилится роль местных парламентов. Как по-вашему, так ли это?

– Обсуждая реформу, мы традиционно отводим основную роль главе муниципалитета. При этом не надо умалять роль представительного органа – все полномочия по контролю за работой главы сохраняются за депутатами, в том числе «право двух неудов». Формат выбора главы муниципалитета представительным органом по представлению конкурсной комиссии, куда входят депутаты, повышает значимость местных парламентов. В этой связи новые нормы закона об избрании глав увеличивают влияние местных парламентов, и, возможно, усилится борьба на местных выборах.

Экспертами высказывается мысль, что из-за изменившихся норм выборы в представительные органы станут неинтересны для местных элит, которые раньше пытались провести своих людей в парламенты, чтобы избрать главу из числа депутатов, а сейчас в этом необходимости нет. Разделяете такое суждение?

– Повторюсь, роль местных парламентов не уменьшилась в связи с реформой, а скорее возросла. В любом случае наша задача – обеспечить законный и конкурентный процесс выборов, а выводы пусть делают эксперты.

Теги:
Все новости компаний