Эдуард Владиславович, как вы относитесь к тому, что начинания Марата Гельмана в Перми поддерживаются далеко не всеми, а часть творческой интеллигенции просто находится в радикальной оппозиции?
– Я понимаю этих людей, но не оправдываю. Выставка «Русское бедное» открылась в прошлом сентябре, до этого Речной вокзал стоял забытый и заброшенный. Процессы идут всего-навсего год, и никаких тревожных выводов делать нельзя. Просто часть оппонентов откровенно некомпетентна, а другая – ведет игру, осознавая, что их монополии приходит конец.
Разве пермская культура понесла какие-то потери? Может, Гельман порубил деревянную скульптуру или отдал Полисскому, чтобы тот сделал из нее свои объекты?
Ну кто же Гельману наше культурное наследие отдаст? Скажете тоже...
– А вы знаете, какая ситуация сегодня с деревянной скульптурой? Я вам скажу – ситуация чудовищная! Ничего за 80 лет после Серебренникова не сделано. Не написано ни одного серьезного исследования, не ведется никакой научной работы. А ведь потенциально это феномен мирового уровня! Нужно правильно его позиционировать, продвигать. Нужны выставки в мировых столицах.
Книга, которую переиздали глубоко мною уважаемые Агишевы и Беляева, вызывает противоречивые чувства. Я понимаю, что говорю жестко, но это правда. Начиная с того, что книга дизайнерски плохо издана, и заканчивая тем, что там, рядом с текстом Серебренникова, человека огромного масштаба, размещены ужасные тексты, написанные нашими современниками. Я вам как филолог это говорю.
Вот такую ситуацию нарушает Гельман? Тогда я за Гельмана. Я против того, чтобы ничего не делалось 80 лет. Я против того, чтобы люди смотрели только в прошлое и кричали о балете, зверином стиле и деревянной скульптуре. А что они для деревянной скульптуры сделали? Покажите!
А что для нее могут сделать москвичи, делающие в Перми культурную революцию?
– Деревянная скульптура в результате этих процессов приобретает шанс, и это очевидно. Утверждать обратное может только человек нечестный. Вот реальный пример. Прилетают на Пятый пермский экономический форум Александр Мамут и Павел Лунгин, с ними прекрасный архитектор Олег Шапиро и блестящий дизайнер Дмитрий Ликин, главный художник «Первого канала». Вместе идут в галерею, где впервые видят пермскую деревянную скульптуру. Ощущение шока – вот что они испытывают, сильнейшее эстетическое переживание. Вот теперь эти люди – наши послы. Беляева их приняла, и теперь они будут в долгу у нее. У каждого из четырех – огромные возможности, каждого по влиятельности можно сравнить со СМИ. Одно слово Лунгина весит больше, чем десять статей в пермских газетах. Так давайте поработаем на Лунгина, попробуем его еще больше заинтересовать, чтобы он здесь снял свой следующий фильм.
А у бизнесмена Мамута какая была реакция?
– Он только что ввел в эксплуатацию типографию в Тверской области, на которую потратил 100 миллионов долларов. Сегодня это лучшая типография в стране и одна из лучших в Европе. Он сказал мне, что бесплатно готов напечатать альбом пермской деревянной скульптуры международного полиграфического уровня. С этого и надо начинать продвижение. Таких книг в России еще не издавали. Еще раз подчеркну – бесплатно. Теперь надо серьезно вложиться в научную подготовку книги.
Вот на этом простом примере мы и приходим к тому, с чего начали: как должны люди, которые здесь живут, на это реагировать? Может, надо сказать: «Не надо, Александр Леонидович, мы сами напечатаем, у нас типография есть»? Это такие банальные вещи, мне даже говорить о них стыдно. А с другой стороны, я вижу, что не все люди хотят это осознать.
Говорят, Вы этим летом объехали весь Пермский край. У Вас появилось ощущение места?
– Я был в Чердыни, Ныробе, Валае, Вижае, Соликамске, Кунгуре, Суксуне, Кудымкаре, на Кваркуше и много где еще. Ощущение места? Да, это главное. Я же идеалист, я не мыслю социологическими критериями и не воспринимаю Пермский край как административную единицу. Для меня Пермский край – это место паломничества, место силы, окраина цивилизации. Мы с вами находимся в правом верхнем углу Европы, за нами – Урал и Сибирь, там другой принцип организации пространства, другой фэн-шуй. Выше и севернее вроде до Ледовитого океана земли много, но это уже не та земля, где человек органически живет, там нет земледелия. Получается, что наш Пермский край – это граница Ойкумены – что с одной стороны, что с другой. И, следовательно, это место, где энергия собирается.
Знаете, у Бродского есть стихотворение «Назидание». Одно из моих самых любимых, просто грандиозное. Оно длинное, а начинается так:
Путешествуя в Азии, ночуя в чужих домах,
в избах, банях, лабазах – в бревенчатых теремах,
чьи копченые стекла держат простор в узде,
укрывайся тулупом и норови везде
лечь головою в угол, ибо в углу трудней
взмахнуть – притом в темноте – топором над ней,
отяжелевшей от давеча выпитого,
и аккурат зарубить тебя насмерть. Вписывай круг в квадрат.
Для меня Пермь – это место, где можно круг вписать в квадрат, то есть самое безопасное с точки зрения духовной экологии. Сами пермяки, живя внутри этого пространства, многого не осознают и не ценят. Вчера ночью я воду в ларьке купил. На этикетке – черный камень, название «Кааба» и надпись, что часть дохода от продажи воды пойдет на строительство мечети. Меня эта этикетка просто поразила!
А что в ней такого удивительного?
– Вот мои друзья-пермяки, глядя на этикетку, тоже не могли понять, о чем я толкую? А я об удивительной пермской харизме, о толерантности, хоть и затаскали этот западный термин. Понимаете, я учился в Воронеже, и там мусульман не меньше, чем в этом крае. Но я вам точно говорю, там не может быть такой этикетки. В Пермском крае удивительная терпимость. Я думаю, это исторически обусловлено. На протяжении веков здесь сложился такой этнокультурный котел, в котором перемешались и коми-пермяки, с их звериным стилем, и азиатские племена. Сюда же направлен вектор постоянной миграции, начиная с Великого переселения народов в начале 1 тысячелетия, заканчивая сегодняшними процессами на постсоветском пространстве. Нельзя забывать и про советскую техническую интеллигенцию, и про зоны, лагеря и поселения на севере края, это ведь прибывавшие сюда люди. Они приносили в край и свой уклад, и пассионарную энергию.
Пожалуй, слишком много в нашем крае таких приезжих..
– А где не было много приезжих? В Париже? А в Нью-Йорке не много приезжих? Или в Амстердаме? Кстати, Амстердам – один из немногих городов, которые хорошо выходят из кризиса. Голландцы и культуру свою сохранили, что удивительно. Возьмите Бельгию, сейчас эта страна очень хочет себя сохранить, но у нее это плохо получается. А голландцы сохранились, потому что открыли себя. Они живут по принципу: все флаги в гости к нам, а мы только богаче становимся. Это же и экономики касается, не говоря о том, что здесь заложен огромный ресурс для развития культуры.
Так и в Пермском крае люди привыкли жить вместе, они привыкли к Другому. Помните, знаменитую формулу классика экзистенциализма Сартра: «Ад – это Другой». По-моему, ровно наоборот: «Рай – это Другой». Как только начинаешь чувствовать ценность Другого человека и готовность открыться Другому человеку – москвичу, мусульманину и так далее, – сам становишься богаче.
И, что бы ни говорили озабоченные потерей собственного веса игроки, которые создают всякие там конгрессы, этот ресурс у территории есть, он огромен, и поэтому я здесь.
До открытия в Перми вашего театра «Сцена-Молот» остается меньше двух месяцев. Вы обещали, что там будет работать и книжная лавка. Действительно будет?
– Еще бы! Это вопрос вопросов, еще неизвестно, что важнее – театр или книжная лавка. В городе просто ужасная ситуация с музыкой, с кино и книгами. Но она везде не простая. В Москве, заходя в любой книжный, будь то «Москва» или «Библио-Глобус», я состояние ужаса переживаю. И книг-то хороших в магазине очень много, но найти их невозможно в этом количестве трэша и мусора. Как будто в мутной воде ищешь – ни пообщаться, ни знающих людей спросить невозможно. Я уже вообще перестал ходить в магазины, в основном все через Интернет покупаю или помощника прошу.
В Перми в нашем театре я постараюсь открыть такую книжную лавку, где с покупателями будут разговаривать люди, которые знают толк в книгах.
Здесь же откроется и кафе, в котором будем обсуждать фильмы и пьесы.
В нашей стране и во всем мире Вы известны прежде всего большими и дорогими постановками. Но Ваш новый театр «Сцена-Молот» будет работать в русле движения «новая драма». Почему?
– То искусство, которое мне сегодня интересно и которым я сегодня занимаюсь, очень сильно отличается от того, чем я занимался последние 10–15 лет. На Пятом пермском экономическом форуме на пленарном заседании возникла тема Крохалевки. Как Крохалевка воспримет вашу культурную революцию? И вообще нужна она Крохалевке или ни черта не нужна?
И мне сейчас интересно разобраться с этим. Интересно найти возможность вступить в диалог с людьми, которые, не заставляя меня говорить на жлобском языке или языке поп-культуры (этого я не принимаю в силу моих императивов), заинтересуются мною как носителем некоего опыта. Опыта, который имеет отношение к высокому искусству. Мне интересно сейчас попробовать сделать что-то на простом языке для настоящих простых людей. Простых – не значит примитивных. Поэтому и получить я рассчитываю не меньше, чем дать.
Значит, подбирая пьесы для «Сцены-Молот», Вы их подбираете по-другому, чем для Москвы?
– Совершенно по-другому. Пьеса «Собиратель пуль», которая идет у меня в Москве и которую я здесь продюсирую, намного более подходит Перми, нежели столице. В Москве у меня присутствовал такой момент: вот мы сейчас Свету Бондарчук, Тину Канделаки, Ксению Собчак, Петра Авена и Михаила Фридмана в Театр «Практика» позовем (они, в самом деле, у меня много раз были) и покажем им, как люди в Тольятти живут. Для них это будет такая и этнография, и зоопарк немножко… А здесь в Перми иная ситуация, в этом контексте «тольяттинские парни» – то же что «пермские парни». Здесь пьесу оценивать будут совершенно по-другому. И мне дико интересно: что это будет? Зрители «Сцены-Молот», о которых я мечтаю, встречи с которыми я жду, с такой жизнью знакомы, в отличие от Ксении Собчак, не по пьесам, а по собственному опыту. Смогу ли я им дать что-то? Это вопрос и это вызов. И вызов этот для меня не менее важен, чем постановка в «Метрополитэн Опера».
Культура
26 октября 2009, 13:20
Граница Ойкумены
Накануне открытия нового театра «Сцена-Молот» его арт-директор Эдуард Бояков – о культурном процессе, фэн-шуе Прикамья, жесткой правде и пермских парнях.
Персоны:
Производственный календарь: как отдыхаем в июне 2024 года
20:00
Суд отправил экс-куратора транспортной реформы в Пермском крае в СИЗО
19:27
Метеорологи прогнозируют холодную погоду в Пермском крае в длинные выходные
18:49
В Индустриальном районе временно изменят пути следования шести автобусных маршрутов
18:23
Энергетики перешли на режим повышенной готовности в Пермском крае
18:18
Отбор подрядчика для проектирования трех двухуровневых развязок в Перми объявлен повторно
17:54
В Перми объявлен конкурс на разработку проекта реконструкции площади у Центрального рынка
16:58
Обвиняемые в крупной взятке экс-руководители «Пермгорэлектротранса» оставлены в СИЗО
16:28
Крупнейшая торговая сеть провела первую офлайн-конференцию франчайзи
16:05
Открытие торгово-ярмарочного комплекса на Вышке-2 в Перми перенесено
16:00
Общественный транспорт Перми будет курсировать по измененным маршрутам 8 и 9 мая
14:44
Руководители трех отделов СУ СКР по Пермскому краю покинули должности
14:06
В мэрии Перми предупредили о фейковых приглашениях на акцию «Бессмертный полк»
12:55
Пермский предприниматель Александр Репин оформляет двойное гражданство
12:13
В Перми на маршрут № 33 вышел второй низкопольный китайский автобус
10:58
Суд обязал пермского застройщика частично компенсировать ущерб за поврежденный «Бентли»
09:05
Старейший ресторан Перми откроется после реконструкции в середине мая
07:45
Пермский театр «У Моста» по требованию регионального МЧС освободил здание пожарной каланчи
07 мая
Верховный суд России оставил без изменений пожизненный приговор пермскому стрелку
07 мая
На строительство здания Свердловского районного суда Перми выделили почти 637 млн рублей
07 мая
Врио замруководителя ГУФССП по Пермскому краю назначен Игорь Иванов
07 мая
В мае «Пермская судоверфь» продолжит работы по установке причала в «Хохловке»
07 мая
Выбран подрядчик для строительства спортивной арены в микрорайоне ДКЖ
07 мая
Росстат: в Пермском крае вновь подорожал бензин
07 мая
В Уфе по подозрению в получении взятки задержан бывший замминистра транспорта Пермского края
07 мая
Сервисы кикшеринга начали забирать электросамокаты со штрафстоянок
07 мая
ФРП выдал пермским промышленникам займы на 1,5 млрд рублей в I квартале 2024 года
07 мая
ЦБ намерен законодательно защитить права частных инвесторов
07 мая
Экспертиза по спору между властями Перми и Парком им. М. Горького обойдется в 100 тыс. рублей
07 мая
В Перми на продажу выставили кафе Foodmarket
07 мая
Пермский филиал «ЭнергосбыТ Плюс» поздравляет жителей с Днем Победы
08 мая 2024, 13:00 169
Филиал «ПМУ» поддержал акцию «Георгиевская ленточка»
08 мая 2024, 11:00 176
«Прибыль» Банка Уралсиб вошла в Топ-4 карт с выгодным кешбэком на товары для дома и ремонта
07 мая 2024, 16:40 300
Спрос на автокредиты в Прикамье стал рекордным
07 мая 2024, 10:55 300
С мандатом с азартом. Каким был 2006-й год в истории Пермского края
21 апреля 2024, 09:00
Лодка общая, цель одна. Большое интервью со спикером Пермской Думы Дмитрием Малютиным
22 апреля 2024, 07:00
Долгая дорога в дюнах. Вспоминаем, как в Перми шли к строительству третьего моста через Каму
24 апреля 2024, 07:00
+7 (922) 371-30-28