С 10 января 2022 года стоимость разовой поездки при оплате наличными или банковской картой на общественном транспорте вырастет до 33 рублей. Проездные, наоборот, подешевеют. Новое тарифное меню и существующие в сфере транспорта проблемы обсудили на круглом столе с участием представителей администрации, Пермской городской думы, общественных организаций и бизнеса в пресс-центре «Коммерсант-Прикамье».
Первый заместитель главы администрации Перми Эдуард Хайруллин пояснил, в чем логика изменений: 33 рубля за поездку в общественном транспорте предлагается заплатить тем, кто пользуется им не часто. Для тех, кто регулярно ездит на автобусах и трамваях, каждая поездка будет обходиться дешевле в случае покупки проездного.
Он перечислил основные пункты тарифного меню. Введены гражданские проездные: на 40 поездок в месяц за 1188 руб. (одна поездка – 31 руб.), безлимит на 15 дней за 891 руб., на месяц – 1683 руб.
Особенно выгодно пользоваться безлимитом тем, кто ездит с пересадками. Примерный расчет таков: если пассажир совершает по четыре поездки в будни, стоимость каждой из них по новому проездному на месяц – 21 рубль.
Для льготников появился проездной на 30 поездок (они не «сгорят» в течение трех месяцев). Его цена – 693 руб. Столько же будет стоить безлимит на 15 дней. Безлимитный тариф для старших школьников, студентов, пенсионеров, членов малоимущих многодетных семей – 990 рублей. Примечательно, что новая стоимость безлимита на месяц окажется меньше, чем она была в Перми пять лет назад – в 2015 году она составляла 1020 руб. Решением Пермской городской Думы учащиеся 1-4-х классов с 2022 года начнут ездить в общественном транспорте бесплатно.
«Для постоянных пассажиров – лояльных клиентов общественного транспорта – предложение максимально выгодное. Это связано в частности с тем, что поездки по проездным легче администрировать. Станет меньше «зайцев» – вырастет собираемость платежей», – отметил г-н Хайруллин.
По его словам, сейчас разрыв между доходами и расходами транспортной отрасли составляет 2,2 млрд рублей. «Без принятия нового тарифа эта разница превысила бы 3 млрд рублей. Мы планируем, что при базовой стоимости 33 рубля кассовый разрыв будет порядка 1,5 млрд рублей», – отметил чиновник. Он подчеркнул, что расходы на транспорт зафиксированы контрактами с перевозчиками, предусмотрена индексация.
Депутат Пермской городской думы Николай Булатов поинтересовался, как повлияет на экономику отрасли удешевление проездных. «Может ли эффект для бюджета оказаться отрицательным, если популярность тарифного меню окажется очень высокой?» – уточнил он?
Начальник городского департамента транспорта Анатолий Путин ответил, что даже если все пассажиры перейдут на выгодные для них проездные билеты, доходы бюджета увеличится по сравнению с нынешними.
Депутат Сергей Медведев спросил, за счет чего будет обеспечен рост, если поездки по проездным станут дешевле. Эдуард Хайруллин пояснил, что в первую очередь роль сыграет повышение собираемости платежей. Частично нагрузка ляжет на тех, кто ездит на общественном транспорте нерегулярно.
Департамент транспорта Перми анализирует возможность увеличения рейсов на загруженных маршрутахДепутат Татьяна Шестакова подняла вопрос о переполненности автобусов на некоторых маршрутах. С этой проблемой к ней обращаются жители. Анатолий Путин ответил, что в течение месяца-двух будет проанализирована возможность увеличения объема транспортной работы по наиболее загруженным направлениям. «Установление тарифа на проезд, близкого к экономически обоснованному, позволяет нам планировать корректировки в этой части», – пояснил он.
Председатель Пермской региональной общественной организации по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства «НАСМНОГО» Ирина Ермакова поделилась выводами о работе общественного транспорта, которые сделала в ходе общения с пермяками. По ее словам, положительно жители отзываются о новых автобусах и трамваях. Замечают опрятный вид кондукторов и водителей, чистоту в транспорте. Среди плюсов собеседники также назвали климат-контроль в салоне. Минусы – переполненность транспорта в часы пик и долгое ожидание автобуса на некоторых маршрутах. В целом запрос горожан общественница сформулировала так: «Ждать транспорт не более 10 минут; войдя в салон, сесть, а не стоять; доехать до места назначения».
В мэрии Перми предлагают в пять раз повысить штраф за безбилетный проездЭдуард Хайруллин заметил, что, по данным диспетчерской службы МКУ «Гортранс», регулярность рейсов составила более 96%. Случаи долгого ожидания автобусов, по его словам, связаны с пробками на дорогах, которые образуются в часы пик или из-за ДТП.
Высоко оценил качество транспортного обслуживания в Перми Эдуард Степанов, заместитель генерального директора управляющей компании «РТ Лайн». Этот перевозчик имеет опыт работы не только в Перми, но и в других городах. По словам г-на Степанова, для бизнеса важен точный прогноз объема транспортной работы, и опирается такой анализ на постоянный пассажиропоток. «В департаменте транспорта Перми очень внимательно относятся к анализу данных о работе маршрутов и реагируют на обращения жителей. «За год мы поменяли расписание на маршрутах, наверное, раз семь. Оперативно реагируем на изменение пассажиропотока, возникновение каких-то дискомфортных для людей ситуаций», – подчеркнул он.
Максим Спиридонов, заместитель председателя Пермской городской Думы:
Изменения в тарифном меню ориентированы на тех, кто регулярно пользуется общественным транспортом. Если человек ездит на автобусе или трамвае несколько раз в месяц, увеличение стоимости разовой поездки до 33 рублей не ударит по его кошельку. Если смотреть на структуру семейного бюджета, то расходы могут снизиться за счет покупки проездного для тех членов семьи, кто постоянно передвигается на общественном транспорте.