Где наша не пробегала. За год количество сделок на вторичном авторынке Перми сократилось

Пермяки охотно берут только самые дешевые машины. Продавцам автомобилей среднего и бизнес класса приходится существенно занижать цены

Business Class проанализировал изменения на вторичном рынке автомобилей в Перми за последний год. Сегодняшние цены почти не отличаются от тех, которые были зафиксированы в сентябре 2014 года. В среднем автомобили подорожали всего на 1,3%. Как отмечают эксперты, в начале года наблюдался резкий скачок цен, однако из-за отсутствия спроса они довольно быстро начали снижаться до прежнего уровня и только недавно превысили прошлогоднюю отметку. Вместе с тем отмечается существенное уменьшение предложений о продаже машин с пробегом, а покупатели при выборе руководствуются не качеством, а ценой. Многие выбирают «железных коней» за 100 тыс. рублей и менее – вплоть до 10-30 тыс. рублей. В то время как предприниматели, спасающие свои компании, распродают автомобили премиум-класса за полцены.

Вверх, вниз и снова вверх

«Резкий скачок произошел в конце прошлого года под влиянием курса доллара, но за ним последовало снижение, и цены практически вернулись на прежний уровень. Когда люди не могут позволить себе покупку, продавцы вынуждены снижать цены. В итоге стоимость некоторых моделей опустилась на 10-15% по сравнению с прошлым годом. В то же время на ряд автомобилей цены не только восстановились, но и немного превысили показатели 2014 года», – рассказывает Владимир Гущин, директор компании «АвтоПлаза59». «Автомобили с пробегом дорожали в январе-марте, затем начался спад, летом цены продолжали падать. Несмотря на рост курса валют и подорожание новых автомобилей, цены на вторичном рынке практически не изменились», – соглашается директор «Гранд-Авто-Мото» Алексей Новоселов.

«В августе-сентябре текущего года был отмечен рост, но очень незначительный. На очередное снижение курса рубля вторичный рынок отреагировал гораздо слабее, чем рынок новых автомобилей», – добавляет Андрей Марамзин, руководитель отдела продаж центра автомобилей с пробегом компании «Дав-Авто».

По его словам, на вторичный рынок Перми оказала влияние государственная программа утилизации автомобилей и Trade-In. Речь идет о программе обновления автопарка, предполагающая продажу или сдачу старого авто в утилизацию с одновременной покупкой новой машины. Взамен прежнего автомобиля участник программы получает скидку на покупку нового. «С запуском программы Trade-In число розничных продаж как таковых, а не обмена старой машины на новую, стало намного меньше. Когда мы выкупаем старый автомобиль, то стремимся предложить цены выше, чтобы клиент был заинтересован в покупке новой машины. Подержанные авто, которые накапливаются в ходе реализации программы, чаще всего продаются не в розницу, а так называемым «перекупщикам». При такой схеме работы салон получает меньшую прибыль, чем от розничных продаж подержанных авто. Так работает не только наш автосалон – это стало характерным для всего рынка Перми, и тенденция продолжится до конца действия программы Trade-In», – отмечает он.

«По сравнению с прошлым годом снизилось количество предложений о продаже, особенно если говорить об автомобилях с небольшим пробегом в хорошем техническом состоянии. Люди не спешат расставаться с машинами. Это связано с ситуацией на первичном рынке – влияют и цены, и то, что предложений у дилеров стало меньше, особенно по тем автомобилям, которые собираются за границей», – рассуждает Алексей Новоселов.

Изменение стоимости автомобилей на вторичном рынке в Перми в 2014-2015 годах

Марка автомобиля Цена трехлетнего авто на вторичном рынке, руб. Изменение, %
сен.14 сен.15
Lada 2107, 105454 115500 9,5%
ZAZ Cance 157222 105000 -33,2%
Lada Niva (4x4) 302166 250125 -17,2%
Renault Logan 320000 295923 -7,5%
Lifan Solano 264000 260714 -1,2%
Renault Sandero 355000 341666 -3,8%
Chevrolet Spark 330000 307333 -6,9%
Chevrolet Niva 362333 366272 1,1%
В среднем по группе: -7,4%
Mersedes-Benz G-class 3584700 3981250 11,1%
BMW X6 2318000 2364285 2,0%
BMW X5 2025000 1999000 -1,3%
Nissan Patrol 1975000 1850000 -6,3%
Toyota Land Cruiser 2356000 2627733 11,5%
В среднем по группе: 3,4%
Всего: 1,3%

Источник: АА «Автостат», Drom.ru, Avito.ruВ список включены авто, вошедшие в ТОП-10 самых дешевых и ТОП-10 самых дорогих машин в сентябре 2014 года (за исключением моделей, объявлений о продаже которых на сайтах Drom.ru, Avito.ru менее двух)

Цена решает все

Как пояснил г-н Новоселов, дорогие иномарки сложнее продаются, увеличился срок их продажи, и продавцы вынуждены сильно снижать цены. «Если новый автомобиль стоил 2 млн рублей, то через год его купят максимум за 1,2 млн рублей», – добавляет он.

По его словам, цены на ряд подержанных иномарок сдерживает наличие альтернативы в виде новых автомобилей, сопоставимых по цене. «Если новый седан Volkswagen Polo российской сборки стоит 500 тыс. рублей, то аналогичные автомобили с пробегом европейской сборки не продаются дороже него при ослаблении рубля, хотя изначально их стоимость связана с курсом евро. Если рядом будут стоять подержанный «европеец» и новый «русский» автомобиль этого же класса, то большинство предпочтут второй. Ограничивают рост цен на «вторичку» как минимум три бюджетные модели: помимо Polo это KIA Rio и Hyundai Solaris. Таким же образом, например, новая Toyota Camry не дает поднять цены на Corolla с пробегом и так далее. Конкурировать с наиболее доступными новыми авто удается только за счет продажи машин более высокого класса по той же цене. Скажем, если Jetta 2014 года выставить по цене того же Polo», – приводит пример эксперт.

Востребованными остаются машины стоимостью от 300 до 500 тыс. рублей, то есть дешевле новых моделей. Если говорить о внедорожниках, то, по оценкам участников рынка, спрос сохраняется при цене в диапазоне от 600 до 800 тыс. рублей.

Что касается дорогих иномарок, то продавать их приходится с большими скидками. «Свежие машины бизнес-класса продают за полцены, несмотря на то, что новые автомобили этого сегмента дорожают. Число предложений по продаже авто высокого класса при этом увеличивается. Как правило, продавцами выступают бизнесмены, которые в связи с кризисом готовы пересесть на более дешевую машину, а деньги вложить в свое предприятие», – говорит Алексей Новоселов.

В автоцентре автомобилей с пробегом «Дав-Авто» отмечают, что пермяки активно покупают самые дешевые автомобили. «Очень хорошо продаются машины даже не эконом-сегмента, а еще на порядок дешевле. Отечественные автомобили стоимостью до 100 тыс. рублей расходятся как горячие пирожки. Если говорить об иномарках, то наиболее активно идут продажи в ценовом диапазоне от 200 до 350 тыс. рублей. Расходятся и машины, стоимость которых составляет 10-30 тыс. рублей. Самый главный ориентир покупателей сейчас – далеко не высокое качество. Решающим фактором стала низкая стоимость», – заключает Андрей Марамзин.


Будут расти

По данным мониторинга аналитического агентства «Автостат», цены на автомобили с пробегом в России в сентябре поднялись, но незначительно – в среднем всего на 1%. Аналитики отмечают, что не все модели показывают сейчас одинаковую динамику. По словам директора АА «Автостат» Сергея Целикова, в перспективе можно ожидать рост цен на вторичном рынке в пределах 1-2% в месяц, что связано с увеличением стоимости новых автомобилей. Рост цен будет продолжаться всю осень, считает эксперт.