14 мая 2018, 09:48   499

«Стабильность – признак мастерства»

«Стабильность – признак мастерства»

Сергей Замараев, Глава регионального центра корпоративного бизнеса, заместитель управляющего Пермским филиалом АО ЮниКредит Банка, рассказал о ситуации в российской экономике и банковской сфере, а также о новых тенденциях на рынке услуг для корпоративных клиентов.

Сергей Алексеевич, как начался 2018 год для российской экономики? Что изменилось в условиях ведения бизнеса и будет ли продолжаться экономический рост?

– 2018 год начался достаточно бурно, уже произошло много различных событий в России и мире, которые будут оказывать влияние на экономические процессы. Начало года ознаменовалось усилением геополитической напряженности, «торговыми войнами», введением пошлин и прочим. Все это оказывает существенное влияние на мировые рынки товаров, движение капитала, общее состояние российской экономики и финансового рынка. Многие компании сохраняют достаточно осторожное отношение к инвестированию средств в расширение и модернизацию производства. Участники внешнеэкономической деятельности испытывают дополнительные сложности на внешних рынках, связанные с осторожным отношением зарубежных партнеров к российским компаниям и банкам.

Что касается экономики, то, по прогнозам Банка России, по итогам первого квартала темп прироста ВВП в годовом исчислении составит 1,5-1,8%. Ряд компаний уже начинает инвестировать в развитие производства. Этому способствует снижение ключевой ставки Банком России, вследствие чего стоимость финансирования уменьшается.

В таких условиях какие сегменты бизнеса региона, по-вашему, чувствуют себя более комфортно – крупный, средний, малый?

– На мой взгляд, более уверенно чувствует себя крупный бизнес, хотя и в этом сегменте есть свои проблемы. Например, недавно введенные санкции в отношении ряда компаний федерального уровня.

В среднем сегменте некоторые региональные предприятия и организации, не выдержав конкуренции с более крупными игроками, входят в процедуры банкротства или становятся объектом поглощения. Во многих отраслях идут процессы слияния бизнеса, в том числе ряд пермских компаний вошел в более крупные холдинги.

Что касается малого бизнеса, то условия его развития в России по-прежнему непростые. Поскольку этот бизнес в течение последних 20 лет развивался, в основном, в сфере торговли и общепита, то на него очень существенное негативное влияние оказали колебания курса рубля и снижение потребительского спроса. При этом стоит отметить появление в последние годы ряда интересных компаний в сфере информационных технологий и робототехники, в том числе и в Пермском крае.

Ранее вы упомянули о снижении ключевой ставки. Учитывая этот фактор, сегодня клиенты привлекают новые кредиты или рефинансируют текущие обязательства?

– Действительно, снижение ключевой ставки Банка России подтолкнуло процесс рефинансирования кредитов, особенно в 2017 году. Сейчас эта волна несколько стихает, большинство компаний уже снизило среднюю стоимость кредитных средств до приемлемой величины, и сейчас бизнес, даже если что-то и рефинансирует, обращает внимание не только на ставку, но и на другие параметры кредитования, такие как срок, график погашения и т.д.

Получается, что сейчас банкам приходится кредитовать клиентов по более низкой ставке, чем ранее. Как это сказывается на работе кредитных организаций?

– Снижение ставок и маржи по кредитам заставляет банки обращать больше внимания на комиссионный бизнес. К продуктам, которые приносят непроцентные доходы, относятся валютный контроль, конверсионные операции, продукты кэш-менеджмента, документарные операции и прочее.

Акцент банков на комиссионных доходах понятен. Какие конкретно продукты востребованы сегодня у крупных и средних компаний?

– Если компания ведет внешнеэкономическую деятельность или участвует в тендерах на выполнение различных видов работ, то ей непременно будут интересны документарные операции - открытие аккредитивов, выпуск различного рода гарантий. Большинство крупных и средних компаний так или иначе используют эти продукты. Они позволяют снизить потребность в оборотном капитале, поскольку их использование дает возможность получить отсрочку платежа у поставщиков или предоставить отсрочку покупателям, максимально закрыв свои риски. Здесь важно, чтобы обслуживающий банк мог подсказать клиенту, как в его деятельности можно использовать эти продукты. Стоит отметить, что ЮниКредит Банк имеет очень серьезную экспертизу в документарном бизнесе, поскольку входит в международную банковскую Группу UniCredit.

Гарантии, аккредитивы – это классические банковские продукты. А какие новые тренды есть сегодня на банковском рынке? Что еще должны делать банки, чтобы удержать клиентов?

– Банки будут больше развиваться технологически. Во-первых, чтобы обеспечить достаточный уровень сервиса при проведении операций клиентов, а во-вторых, чтобы выдержать конкуренцию с финтех-компаниями. Диджитализация, использование информации на основе обработки больших массивов данных (big-data) стало на сегодня основным трендом развития банковских технологий не только в розничном бизнесе, но и в корпоративном.

ЮниКредит Банк имеет множество международных наград и занимает высокие места в рейтингах. Каким образом банку удается удерживать такие позиции? Чем ЮниКредит Банк отличается от своих конкурентов?

– Как я уже отмечал, мы входим в одну из крупнейших европейских банковских групп. Поэтому клиенты используют наш банк для организации своих расчетов с контрагентами по всему миру. Наработанные связи с крупнейшими в мире расчетными банками в основных мировых валютах делают ЮниКредит Банк наиболее удобным с точки зрения проведения международных платежей.

Кроме того, Группа UniCredit признана международным лидером в сфере торгового финансирования по результатам опроса Euromoney Trade Finance Survey 2018. Группа была названа Лучшим международным поставщиком услуг (Global Best Service Provider) по ряду категорий. Этот рейтинг составлен на основе мнения более 7 тысяч корпоративных клиентов банков, которые подтвердили наши компетенции в проведении документарных операций и финансировании торговли. Мы связываем клиентов по всему миру, предлагая прозрачные и простые решения, которые удовлетворяют их потребности в торговом финансировании даже в сложных случаях.

Награды и рейтинги – это хорошо, но на практике зачастую бывает так, что качество услуг страдает…

– Я могу вас заверить, что это не пустые слова. Клиенты довольны скоростью и качеством платежей в основных мировых валютах. Так, например, платежи в евро доходят до получателя средств, как правило, в течение 3-5 часов, максимум в течение 1 дня. При этом немаловажно, что существуют интересные тарифы по конверсионным операциям, основанные на индивидуальном подходе, а электронная система фиксации курсов валют делает процесс конвертации денежных средств простым и прозрачным.

Уже несколько лет наблюдается сокращение числа филиалов в регионе, хотелось бы несколько слов услышать в целом по банковскому рынку.

– Действительно, в последние годы мы наблюдаем последовательное и весьма заметное сокращение числа кредитных организаций. Банковский бизнес как таковой становится все более конкурентным, сложным и не столь рентабельным, как в прежние годы. В такой ситуации вопрос надежности банка является одним из ключевых.

Как понять, надежен ли банк, и что нужно делать, чтобы выстроить взаимовыгодные отношения?

– Когда составляются рейтинги надежности, эксперты смотрят на устойчивость банка как института, оценивают, насколько он может отвечать по своим обязательствам, ведет ли он взвешенную кредитную политику и так далее. Например, ЮниКредит Банк традиционно входит в рейтинги самых надежных банков России, в частности, в рейтинге журнала Forbes уже два года подряд занимает вторую строчку. Как говорится, «стабильность – признак мастерства»!

Все новости компаний