Город
  1. Город
 09 октября 2017, 16:00  

«Пространство выбора»

«Пространство выбора»
Алла Червонных, директор пермской школы №22, – о сплаве традиций и инноваций, игровой модели обучения и отношениях с учениками.

Алла Валерьевна, какие цели вы ставите перед собой в этом учебном году?

– Главная цель всегда одна: дать нашим детям качественное образование и способствовать их полноценному развитию как личностей. В этом году мы поставили перед собой задачу реализовать два новых проекта. Первый называется «С Думой о детях»: в школе создается Дума – орган самоуправления. Прямо после губернаторских выборов у нас прошло собственное голосование, на котором дети избрали председателя и членов школьной Думы. Они будут решать часть вопросов, связанных с жизнью учеников, управлением школы. Современные дети вполне самостоятельные и могут брать на себя управленческую ответственность.

Второй проект – это создание отряда юнармии. Для школы с углубленным изучением иностранных языков это может показаться странным, но, на мой взгляд, ученикам гуманитарных учреждений не хватает спортивно-патриотического воспитания, и этот проект укрепит их здоровье и моральный дух.

Как дети справляются с углубленным изучением иностранных языков – это ведь дополнительная нагрузка?

– Я всегда говорю, что наша школа – это одна большая семья. У нас хорошо развита традиция преемственности: около 40% всех учителей – выпускники школы, и значительная часть учеников – это дети и внуки выпускников. Поэтому они, как правило, приходят уже частично подготовленными, знакомы с языком и легко погружаются в процесс обучения.

Мы со своей стороны стараемся создать для детей комфортную среду, познакомить их с языковым контекстом. То есть дети не только учат, допустим, французскую и английскую грамматику, но и знакомятся с культурой, традициями и историей страны. В 2012 году мы создали образовательный проект – городок развлечений Франковиль. В школе были созданы «улицы» Франции, на разных площадках проводились мастер-классы – например, по приготовлению блюд французской национальной кухни, игре в петанк, правилам завязывания французского платка. К нам приходили гости из администрации города, французского посольства, сотрудники библиотек. Сейчас этот проект уже стал своеобразным брендом школы.

Насколько я помню, еще несколько лет назад учителя негативно относились к гаджетам на уроках. Смартфон в руках ученика – это до сих пор враг учителя?

– Гаджеты – это часть жизни каждого ребенка, поэтому мы стараемся сделать их не врагами, а помощниками педагога. Сейчас многие пособия и учебники существуют и используются в школе в электронном виде, поэтому планшеты и смартфоны полезны в образовательном процессе.

Другое дело, что использование техники нужно четко регламентировать и ограничивать: если ребенок будет сидеть в планшете семь уроков, это нанесет вред его здоровью. Кроме того, решение об использовании гаджетов во многом лежит на родителях – они решают, брать ли ребенку на урок смартфон, или он не нужен. Учитель в этом плане ограничен.

«Пространство выбора»

Современные дети находятся в постоянном информационном потоке – интернет, социальные сети. Должна ли школа учить их «фильтровать» информацию?

– Конечно, это одна из наших обязанностей. В образовательных стандартах прописано, каким компетенциям мы должны обучить ребенка, и в их числе есть «смысловое чтение»: каждый ребенок должен уметь читать, анализировать, обобщать информацию.

С другой стороны, это задача родителей – создать дома такие условия, чтобы ребенок не находился постоянно в социальных сетях, интернете. И третья сторона – это Роскомнадзор, который составляет перечень запрещенных ресурсов и защищает детей от их воздействия. На мой взгляд, это тройной конгломерат воздействия на ребенка, который поможет ему отфильтровывать информацию. Но основная ответственность, конечно, лежит на родителях. Все-таки в школе стоят фильтры на социальные сети, и большую часть времени он проводит в них, находясь дома.

Сегодня многие молодые учителя стараются понять интересы детей, сблизиться с ними. Какая модель отношений между учениками и учителем кажется вам наиболее правильной?

– На мой взгляд, панибратства и игры в демократию быть не должно. Я за четкий авторитет учителя и соблюдение дистанции: учитель и ученик выполняют разные социальные роли. Самые эффективные отношения – партнерские, когда обе стороны заинтересованы в учебном процессе.

Поэтому мы много лет развиваем систему тьюторства, когда человек совмещает в себе функции психолога, педагога, коуча и работает индивидуально с каждым учеником, а не с классом, как учитель. Фактически он сопровождает ребенка, помогает ему найти ответы на сложные вопросы, сделать правильный выбор. И при этом не говорит правильные ответы, а с помощью специальных технологий помогает ему открыть их в самом себе.

Например, в нашей школе шестиклассники выбирают собственный принцип изучения литературы – в контексте живописи, музыки, искусства. Эта вариативность позволяет ребенку научиться быть более самостоятельным, а тьютор помогает ему. Так получается пространство выбора.

Сейчас часто звучит тема игровой педагогики – когда ученики усваивают знания в процессе игры. Например, один из учителей устроил рэп-баттл на историческую тему. Насколько это эффективная модель обучения?

– В прошлом году одна из наших учителей истории стала абсолютным победителем городского конкурса «Учитель года» благодаря именно такому подходу. Урок был посвящен реформам Александра II, перед педагогом стояла задача показать их значимость для современного общества. Дети не сидели за партами, а передвигались по кабинету, примеряли на себя роли жителей той эпохи. Этот пример показывает, что классно-урочная система сегодня отмирает, меняется пространство урока, технологии обучения становятся более вариативными. И возможно применять разные формы обучения, которые смогут вызвать в детях живой интерес – в том числе и рэп-баттл. Другое дело, что проводить в подобном формате все уроки нельзя, так как это требует длительной подготовки. Поэтому нужно чередовать новшества с традиционными учебными лекциями.

«Пространство выбора»

Какова роль директора в современной школе?

– Директор в школе выполняет две основные роли. С одной стороны, он лидер, с которого берут пример, с оглядкой на которого выстраивают свою профессиональную деятельность. Поэтому очень важны сплоченность и доверие преподавательского состава, высокий уровень корпоративной этики в общении с коллегами.

С другой стороны, директор выполняет функции менеджера, ведь современная школа – это огромное предприятие, в котором нужно управлять не только образовательным процессом, но и различными вещами, без которых он невозможен: соблюдение санитарных, пожарных, строительных норм. Помимо учителей есть и другие работники, которые, наверное, не так заметны, но без них школа не может нормально работать. Их работу тоже нужно организовывать.

Что для вас, как для директора, отличает школу №22 от других?

– Наша школа старинная – в 2015 году мы отметили 125-летний юбилей, поэтому и традиции преподавания иностранного языка очень мощные. Кроме того, она особая в плане атмосферы – здесь богатый исторический контекст. Здание построено в 1862 году, изначально как приют для слепых детей. В этом здании они жили, творили, работали в ткацких мастерских. В годы войны в школе обосновался госпиталь для раненых, а ученики рассказывают легенды о сокровищах масонской ложи: на здании из красного кирпича есть мозаика, якобы это символы тайного общества. Мы планируем сделать капитальный ремонт, и еще неизвестно, что обнаружим в подвале.

Однако несмотря на все традиции, мы хотим быть в тренде, быть лучшими – и это получается. Например, в свежем федеральном рейтинге мы вошли в топ-500 школ России, и в топ-200 школ с филологическим уклоном. Этот сплав традиций и инноваций очень важен для меня как директора.

Все новости компаний