Специалисты компании Colliers International проанализировали рынок торговых площадей в России по итогам первой половины 2017 года. Они подготовили рейтинг городов-миллионников по обеспеченности качественными площадями в этом сегменте, Пермь заняла в списке последнюю строчку.
Лидером рейтинга на протяжении последних четырех лет является Самара. Здесь на тысячу жителей приходится 682 кв. метра торговых площадей. Чуть меньший показатель зафиксирован в Екатеринбурге – 661 кв. метр. Замыкает тройку лидеров Санкт-Петербург. В Северной столице на тысячу жителей приходится 570 кв. метров торговых площадей. Четвертое место – за Нижним Новгородом (522 кв. метра), пятое – за Москвой (483 кв. м).
В пятерку аутсайдеров рейтинга вошли Челябинск, Новосибирск, Волгоград, Омск и Пермь. Причем хуже всего дела с развитием сегмента обстоят в столице Прикамья, которая заняла 15-ю строчку списка. На тысячу горожан здесь приходится 168 кв. метров торговой недвижимости. Эта в 1,7 раза ниже, чем в Омске, который находится на 14-й позиции; и меньше даже среднероссийского уровня, который составляет 181 кв. метр на тысячу жителей.
Эксперты добавляют, что за первые шесть месяцев 2017 года в стране ввели в эксплуатацию суммарно 237 тысячи кв. метров качественных торговых площадей. Сейчас, по их оценкам, более 3 млн кв. метров торговых площадей в стране заморожены на разных этапах строительства и более 4,5 млн кв. метров остались на уровне анонсированных проектов. В Перми таких более 60 тыс. кв. м и более 220 тыс. кв. м соответственно.
По оценкам экспертов, Пермь по-прежнему входит в число перспективных для строительства торговых центров городов. Ранее Марат Манасян, генеральный директор компании M1 Solutions, отмечал, что в Перми снижаются объемы и темпы ввода новых объектов. Кризис заставляет девелоперов переключаться на более мелкие форматы. «Рост числа вакансий подтолкнул ряд собственников площадей к реконцепции и редизайну, на рынке появилась тенденция к пересмотру пула арендаторов и оптимизации площадей. Но о качественном изменении рынка говорить рано. Уровень обеспеченности объектами с продуманной концепцией и арендной площадью более 5 тыс. кв. м в городе сегодня более чем в два раза ниже среднего по стране», – констатирует Марат Манасян.
По итогам прошлого года специалисты компании «Магазин магазинов» с помощью «матрицы привлекательности» выделили наиболее перспективные для девелопмента города России. «Они являются перспективными для строительства новых торговых центров, а значит, и для выхода международных брендов в будущем. Для построения матрицы были использованы два критерия: уровень обеспеченности города торговыми площадями и индекс уровня развития города. Последний рассчитывался исходя из эффективности работы торговых площадей, уровня жизни населения и степени присутствия международных и федеральных брендов в городе. В результате наиболее перспективными оказались Казань, Пермь, Волгоград и Уфа», – рассказывают специалисты компании «Магазин магазинов». По словам Марата Манасяна, уровень экономического развития Пермского края позволяет говорить о наличии в регионе потенциала для развития коммерческой недвижимости. «Интерес ритейлеров к Перми по-прежнему сохраняется, но рассчитывать на активный приток операторов в период кризиса и в условиях низкой обеспеченности качественными торговыми площадями не стоит», – полагает он.
Рейтинг российских городов-миллионников по обеспеченности торговыми площадями
Место | Город | Кв. метров на 1 тыс. человек |
1. | Самара | 682 |
2. | Екатеринбург | 661 |
3. | Санкт-Петербург | 570 |
4. | Нижний Новгород | 522 |
5. | Москва | 483 |
6. | Воронеж | 434 |
7. | Ростов-на-Дону | 409 |
8. | Красноярск | 397 |
9. | Казань | 377 |
10. | Уфа | 376 |
11. | Челябинск | 359 |
12. | Новосибирск | 323 |
13. | Волгоград | 309 |
14. | Омск | 289 |
15. | Пермь | 168 |
В среднем по России | 181 |
Источник – Colliers International