Не хотят ссориться

Не хотят ссориться
Руководители Пермского УФАС встретились с крупными девелоперами и объяснили им, что отстаивать свои права на строительство можно не только в суде

30 мая состоялось заседание Общественно-консультативного совета при Пермском УФАС России по теме «Административное обжалование в строительстве». Мероприятие прошло совместно с крупными застройщиками – «Пермглавснаб», «Камская долина», «ПЗСП», «Стройтехмонтаж» – и представителями саморегулируемых организаций: «Строители Урала», «Союз строителей Пермского края» и «Пермская гильдия добросовестных предприятий».

По словам представителей управления, последние изменения в закон «О защите конкуренции» внесены в январе 2016 года, однако с ними до сих пор не все знакомы, а это незнание ограничивает возможности застройщиков. В частности, в процедурные нормы, в рамках которых УФАС рассматривает заявления об обязательных торгах, добавились регламенты: рассмотрение жалоб на действия органов власти, хозяйствующих субъектов, сетевых организаций. Теперь их действия могут быть обжалованы с помощью антимонопольной службы. «Если раньше застройщику приходилось обращаться с такими заявлениями в суд и процессы затягивались на долгие месяцы или годы, теперь эти же вопросы может решить антимонопольный орган, при этом максимальный срок рассмотрения жалобы – 14 дней», – пояснил Александр Плаксин, и.о. руководителя Пермского УФАС.

Между тем застройщики не очень активно пользуются новыми возможностями. Сотрудники ведомства рассказали, что с начала действия новых норм с жалобами соответствующего характера в антимонопольную организацию обратились всего три заявителя.

Девелоперы сообщили о низкой информированности своих коллег – многие из них никогда не слышали о дополнениях в законе. Другой причиной оказалась монополия пермских сетевых организаций. Представители компаний признались, что иногда просто не хотят «ссориться» с сетевыми организациями, потому что им придется продолжать сотрудничать.

Застройщики часто сталкиваются с навязыванием индивидуальных тарифов сетевыми организациями и с предложением обновить ресурсоснабжающие трубы в определенной части города, чтобы получить доступ к подключению нового дома. В первом случае происходит диссонанс между нормами Региональной службы по тарифам Пермского края, которыми руководствуются «сетевики», и постановлением правительства. В этой ситуации УФАС вряд ли сможет помочь, потому что список тем жалоб к органам власти ограничен и включает в себя: нарушение установленных сроков выполнения процедуры и предъявление требований решить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень. Однако если в расчете индивидуального тарифа используются требования, не связанные с подключением дома, УФАС может рассмотреть жалобу такого характера в рамках закона статьи «О злоупотреблении доминирующим положением».

Во второй ситуации, когда сетевая организация предлагает наладить инфраструктуру значительной территории города, чтобы подключить к сетям единственный дом, помощь УФАС может оказаться значительной. «Когда речь идет о сетевой организации, перечень оснований больше. Если предъявляются требования предусмотренные законодательством РФ, то мы можем отреагировать – выдать предписание о внесении изменений в договор или о заключении договора», ­– отметил Александр Плаксин.

Сотрудники ведомства рассказали застройщикам случай из своей практики, когда сетевая организация нарушила сроки подключения дома к сети, установленные договором, в итоге она выплатила штраф в размере 100 тыс. рублей в федеральный бюджет. Если нарушение повторится в течение года, штраф увеличится минимум до 600 тыс. рублей.

Застройщики уверены, что с некоторыми нарушениями бороться невозможно, например, с долгим рассмотрением документов на разрешение строительства или на ввод здания в эксплуатацию. Максимальный срок рассмотрения – 10 дней, однако в реальности он затягивается на несколько недель или месяцев. Участники заседания предположили, что для оптимизации ситуации необходимо менять штатное расписание администрации, а не выписывать штрафы. Представители УФАС объяснили, что в рамках данного правонарушения ведомство может оштрафовать должностное лицо, которое находится в департаменте градостроительства и архитектуры и выдать представление об устранении причин и условий, которые повлекли за собой эти нарушения. Последнее может быть адресовано главе администрации, как лицу, уполномоченному принять меры.

Основная часть жалоб застройщиков относится к сетевым организациям и установке индивидуальных тарифов. Александр Плаксин рассказал, что ФАС России готовит проект закона тарифного регулирования, где будут заложены базовые принципы формирования тарифов, меры регулирования и подходы к формированию затрат. Например, планируется предусмотреть максимальную норму прибыли сетевых организаций – 3%, а в случае экономии на контролируемых затратах или неконтролируемых расходах – 5%,. Планируется внести законопроект в Госдуму к третьему кварталу этого года.

В завершение заседания Александр Плаксин сообщил, что все замечания и предложения, высказанные на заседании и полученные в течение недели после него, будут записаны и направлены в ФАС России для дальнейшего рассмотрения.

Все новости компаний