Город
  1. Город
 14 января 2017, 13:00  

Новый сезон «Шерлока»: экшн с шумными перестрелками или история о всезнающем Демиурге

Новый сезон «Шерлока»: экшн с шумными перестрелками или история о всезнающем Демиурге
Business Class выбирает самые резонансные фильмы и книги, выпущенные на минувшей неделе, и представляет два противоположных взгляда на них. Читателям остается определиться, на чьей они стороне.

Продукт: «Шерлок» (4-й сезон)

Режиссеры: Пол МакГиган, Ник Харран, Рэйчел Талалэй и др.

ЗА

Новую часть «Шерлока» ожидали с особенным нетерпением. Ранее создатели сериала пошли на оригинальный шаг и в качестве затравки выпустили «нулевую» серию сезона – «Безобразную невесту». Она поставила зрителей перед множеством проблем и вызовов: повествовательная часть проекта грозила еще более усложниться; этому должно немало способствовать закулисное участие Мориарти. Впрочем, гораздо больший сумбур в сюжет вносит супруга Ватсона, которая все никак не может расквитаться со своим прошлым. Незакрытый «кредит», тянущийся за ней еще со времен прошлого сезона, вызовет появление безжалостного коллектора, бороться с которым придется и полиции, и Шерлоку, и другим персонажам.

Амнистированный главный герой тем временем занимается тем, что умеет лучше всего, – детективной текучкой. В этот раз на повестке дня – странное дело о шести гипсовых бюстах Железной леди Маргарет Тэтчер (фабула позаимствована из рассказа Артура Конан Дойла «Шесть Наполеонов») приводит Шерлока к поимке профессионального наемника Эджея, бывшего коллеги Мэри Ватсон. Сценаристы предпринимают изящный маневр и отсылают зрителей в прошлое, чтобы разобраться с настоящим.

Оказывается, многое было упущено нами на пути к «здесь и сейчас», и пришло время расставить точки над «i», особенно если учесть, что где-то там, в пространстве умолчаний и двадцать пятых кадров, были потеряны улики против Мориарти. След главного противника Шерлока иногда кажется паранойей, а сыщик, не оставляющий попыток этот след взять, напоминает впечатлительного фантазера, но все-таки зрителя не зря снабжают намеками на известного негодяя – однажды он явит себя во всей своей красе.

Собственно, все указывает на то, что более никто, кроме Мориарти, не сможет составить Шерлоку достойную конкуренцию. Детектив с Бейкер-стрит натренировал у себя такое чутье на преступников, что опознает их еще до того, как успеет ознакомиться со свидетельскими показаниями и отчетами криминалистов. Шерлок превращается во всезнающего Демиурга, одинокого в своей гениальности и проницательности и ожидающего, когда наконец явится тот, кто посягнет на его всевластие.

Сложный пафос несколько приглушен ненавязчивой иронией – свои коронные приемы в духе «клякса на левом манжете указывает на…» главный герой теперь использует в качестве насмешки и не отягощает эпизоды многоступенчатыми размышлениями, что позволяет зрителям сосредоточиться на главном. Это, конечно, не гарантирует, что вы сумеете догадаться, кто заварил кашу с гипсовыми бюстами. И это к лучшему.


ПРОТИВ

«Шерлок», который появился на экранах мониторов и телевизоров в начале 2017 года, уже не тот. Объяснить это можно только тем, что когда-то он был чрезвычайно хорош, а сейчас создатели уже не в состоянии поддерживать высокий темп, заданный первыми сезонами. Каноничный «Шерлок» не просто осовременил детективную классику, но представил новый типаж сериального героя – насмешливого и «высокоактивного социопата», которому плевать, что о нем думают другие, но которому при этом совсем не безразлично, чем все закончится. Несмотря на все высокомерие новоиспеченного Шерлока, он был удивительно человечен и по-человечески доступен – ошибался (не то чтобы очень часто), влюблялся (катастрофически безуспешно) и даже умирал (разумеется, с последующим чудесным воскрешением).

В четвертом сезоне Шерлок воскрес в очередной раз – его вернули из отставки с целью противодействия Мориарти, но сделали это совершенно зря. Из «журнального» джентльмена и небанального героя Шерлок превратился в телевизионную икону – ему не хватает только нимба над головой. Тон повествования сменился кардинальным образом: расследования и дознания отступили на задний план, а на передний вышел неловкий экшн с шумными перестрелками, драками и другими силовыми акциями. Возникающую пустоту между ними создатели вынужденно заполнили тоннами прогорклого пафоса, а главный герой, интеллектуал и сноб, обратился в драчливого боевика, который решает проблемы кулаками, а не головой.

Шерлок больше не давит интеллектом, не приводит разоблачающих доказательств – он скорее схитрит и обманным способом добьется признания от обвиняемого, чем затруднит себя дедуктивными усилиями.

Впервые за время просмотра проекта приходит отчетливое понимание, что сериал не вписывается в рамки своего формата и намного более гармоничным для него стали бы короткие получасовые эпизоды. Хронометраж, который, впрочем, не является основной проблемой четвертого сезона, тем не менее, значительно препятствует тому, чтобы «высидеть» все три серии.

Но особенно диковато и неуместно смотрятся развязки всех трех эпизодов. Концовки по типу «убийца – аптекарь» давно вышли из моды и, если честно, напоминают фантастику в том смысле, что они никоим образом не обусловлены предшествующим сюжетом. Возникающие из ниоткуда позабытые родственники главного героя усугубляют ощущение, что дальше будет еще меньше «Шерлока» и еще больше «Санта-Барбары». Если это кому-то и нужно, то точно не поклонникам «старого и доброго».


18+

Все новости компаний