Экономика
 20 декабря 2016, 07:00   2061

Дети во спасение. Собственники коммерческой недвижимости отдают все больше площадей неторговым объектам

Дети во спасение. Собственники коммерческой недвижимости отдают все больше площадей неторговым объектам
Центры досуга и детские игровые зоны постепенно занимают место бутиков, и эта тенденция продолжится, считают эксперты
Автор: Кирилл Перов

Коммерческая недвижимость Перми переживает нашествие «неторговых» арендаторов. Это центры семейного отдыха, детские игровые зоны, фудкорты и другие развлекательные зоны, которые занимают освобождающиеся площади магазинов и бутиков. Эксперты считают, что эта тенденция, связанная с кризисом, будет усиливаться.

По мнению генерального директора компании «M1 Solutions» Марата Манасяна, для «неторговых» операторов наступил благоприятный период, поскольку они могут занимать ранее недоступные для них площади: в этом году арендные ставки снизились приблизительно на 12%. По словам эксперта, эта тенденция появилась давно, но наиболее ярко проявилась во время кризиса 2014 года, когда из комплексов начался отток арендаторов.

«Торговые центры становятся досуговыми, организуют в объектах оранжереи, аллеи, детские песочницы и горки – островки лета среди зимы. В ТЦ открываются креативные мастерские, коворкинги», – замечает Марат Манасян.

По словам Константина Копытова, директора ООО «УК Столица», сегодня формат гипермаркета уже не является «якорем» коммерческой недвижимости, как это было 10-15 лет назад. «Кризис заставляет собственников и управляющих корректировать политику, чтобы выполнять свои финансовые обязательства. Потребление непродовольственных товаров сократилось на 30-50%. Естественно, арендаторы с рынка уходят. Чем их замещать? Тем, что еще может быть востребовано потенциальными клиентами. А среди клиентов сейчас востребованы еда и развлечения», – комментирует г-н Копытов. Падающая покупательская способность населения заставляет собственников объектов и управляющих адаптироваться. «Это нехорошо, но по-другому никак», – уверен собеседник «bc».

Алексей Загуменнов, генеральный директор ГК «Авира», занимающейся производством детского и спортивного оборудования, подтверждает растущую заинтересованность торговых центров. «Девелоперы более внимательно рассматривают проекты игровых зон и различных семейных развлекательных центров. У нас был пример, когда владелец районного ТЦ лично согласовывал проект игровой комнаты и не соглашался сдать помещение в аренду до тех пор, пока концепция проекта его не устроила. Бизнесмен понимал, что хорошая игровая комната – это увеличение потока посетителей и вообще огромный плюс для всего ТЦ», – отмечает г-н Загуменнов.

По его словам, при правильном подходе бизнес по организации семейных развлечений может дать владельцу ТЦ больше дохода, чем сдача помещения в аренду.

В качестве примеров открывшихся недавно в Перми игровых комнат можно назвать «Ми-Ми клуб» в гипермаркете «Карусель», игровой клуб «Непоседа» в торговом центре «Панорама» (Закамск), развлекательный центр «Динотопия Jungle» на 4-м этаже второй очереди ТРК «Семья». Все эти объекты открылись осенью 2016-го. До конца года также планируется открытие второго центра сети «Динотопия» на 4-м этаже ЦУМа.

«В крупных торгово-развлекательных комплексах, безусловно, размещаться предпочтительнее, так как игровые клубы здесь служат не только развлекательной площадкой, куда люди идут целенаправленно, но и местом, где можно оставить ребенка под присмотром, пока родители ходят по магазинам или смотрят кино. То есть игровой центр интегрируется в инфраструктуру подобных объектов и служит их дополнением, повышая удобство и привлекательность», – комментирует создатель сети клубов «Динотопия» Сергей Попсулин.

Эксперт АН «Территория» Елена Хохлова не считает перепрофилирование объектов вредной тенденцией для отрасли, в том случае если недвижимость продолжает приносить доход. По ее мнению, если собственник или управляющая компания действительно занимаются своим объектом, он будет успешным в любом случае. «Трудности есть, но они вполне решаемые. Некоторым хочется увеличить потоки клиентов, поэтому появляются какие-то новые арендаторы. Разнообразие помогает не только удержать уже существующие клиентские потоки, но и увеличить их. Иногда мы действительно рекомендуем полностью поменять концепцию и «резать по живому», – рассказывает г-жа Хохлова.

Она отмечает, что сегодня ряд площадей в коммерческих объектах сдается по арендной ставке ниже складской недвижимости. «Считаю, что объект, который сдан за копейки, теряет свое основное назначение – приносить доход. Если не получается – значит, надо с этим бороться, пусть даже путем смены концепции, – рассуждает Елена Хохлова. – Выживает сильнейший. А сильнейший – это тот, кто заботится о своем арендаторе, держится за него, участвует в его жизни», – продолжает эксперт.

В качестве примера торгового центра, который успешно работает в кризис, г-жа Хохлова называет ТЦ «Парк Авеню» в микрорайоне Парковый. «Это торговый центр небольшого формата, но собственник настолько его лелеет, что там нет проблем с арендаторами, не ощущается кризис, нет свободных площадей. Просто объектом надо заниматься профессионально и с душой», – считает г-жа Хохлова.

По мнению Константина Копытова, тенденция препрофилирования торговых объектов будет превалировать в ближайшем будущем. С этим согласен и Марат Манасян. По его мнению, уменьшение числа торговых операторов связано не только с кризисными явлениями, но и с развитием онлайн-торговли. «Сама структура рынка меняется. Растет доля покупок, совершаемых через интернет, частично вытесняя офлайн-шопинг. Компании интернет-торговли активно борются за скорость доставки, логистику, удобство для покупателя. В будущем вряд ли будут существовать однофункциональные объекты недвижимости – с увеличением скорости времени потребитель будет отдавать предпочтение объектам, позволяющим удовлетворить различный потребительский спрос в одном месте», – заключает он.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний