Экономика
 11 октября 2016, 07:00   1806

Два процента роста

Два процента роста
За три последних месяца стоимость топлива в Прикамье увеличилась в среднем на 1,8%. Эксперты предрекают дальнейший рост

Согласно данным «Яндекс-котировок», за три последних месяца автомобильное топливо в Прикамье подорожало в среднем на 1,8%. Стоимость одних видов горючего значительно выросла, других – не изменилась. Рост цен на бензин в Пермском крае опередил общероссийские темпы.

В Европе все другое

С 1 июля по 4 октября цена АИ-92 в крае выросла на 2,53% (до 35,6 руб./л), цена АИ-95 – на 2,9% (до 38 руб.). Стоимость дизельного топлива к началу октября не изменилась (36,4 руб./л), однако во второй половине июля наблюдалось небольшое снижение цен, но потом дизтопливо снова дорожало. Пермьстат также рапортовал об удорожании топлива в августе, но рост был более скромным (0,6%). Правда, цена газового топлива в последний месяц лета подскочила сразу на 5,3%. В сентябре же, по сведениям Пермьстата, цены на горючее даже снизились на 0,1% по сравнению с августом.

Рост цен на бензин в масштабах страны, по сведениям «Яндекс-котировок», был не таким сильным (0,5%). АИ-92 подорожал на 0,52%, АИ-95 – на 0,7%, АИ-98 – на 0,4%, дизель – на 0,41%. При этом больше половины россиян в сентябре отмечали рост цен на бензин, об этом свидетельствуют итоги опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), пишет РИА Новости.

Коммерческий директор ГК «АвтоСпецЦентр» Сергей Ворновский подчеркивает, что высокий уровень конкуренции на российском топливном рынке сдерживает рост розничных цен в пределах инфляции, несмотря на то, что в последнее время акцизы на бензин неоднократно повышались. «Однако если крупные сети АЗС в подобных условиях теряют прибыль, то небольшие компании вынуждены уходить с рынка в связи с потерей рентабельности бизнеса», - поясняет эксперт.

Гендиректор «Кастом Кэпитал Групп» Сергей Бровцев – напротив – говорит, что нефтяная отрасль в стране монопольная и конкурентная, поэтому на стоимость бензина в России не может повлиять даже падение цен на нефть. «И ничем иным, кроме как желанием увеличить прибыль, действия операторов рынка не объяснить. После каждого повышения цены бизнес ссылается на дорогой бензин в Европе, забывая при этом упомянуть о совсем другом уровне жизни и не обращая внимания на объемы добычи и переработки нефти в России», – высказался г-н Бровцев.

Более высокий скачок цен на топливо в Прикамье глава «Кастом Кэпитал Групп» объясняет прежде всего исторически сложившейся низкой конкуренцией на рынке края.

Два процента роста

Акциз рубль не бережет

На рост цен на бензин может повлиять новая инициатива Минфина РФ: правительству было предложено в 2017 году притормозить рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), для нефти объем дополнительно изымаемых средств в бюджет страны сократится до 150 млрд рублей. По информации "Коммерсанта", власти не будут снижать акцизы на бензин, как планировалось ранее, а в 2018-2019-х годах даже повысят. Сейчас налоговые ставки на бензин составляют 10,13 тыс. рублей за тонну. Налог на дизтопливо в 2017 году вырастет (сейчас акцизы равны 5,29 тыс. рублей на тонну), за счет чего казна РФ получит еще 190 млрд рублей (в итоге доход государства вырастет до 340 млрд рублей вместо 232 млрд рублей, запланированных заранее). Добавим, что разбить финансовую нагрузку между НДПИ и акцизами предлагали именно нефтяные компании. В своей аргументации бизнес ссылался на риск сокращения инвестпрограмм. По информации Znak.com, эти предложения могут быть выгодны главным образом тем компаниям, у кого добыча нефти существенно превышает ее переработку: это «Роснефть», «Сургутнефтегаз», а также небольшим организациям, вообще не перерабатывающим углеводороды. На последующее снижение НДПИ бизнес не надеется, тогда как шансы на уменьшение акцизов есть. Кроме того, если будет решено увеличить только НДПИ, ничто не помешает Минфину инициировать незапланированный рост акцизов в 2017 году, как это было в 2016-м.

По мнению ведущего аналитика компании «Алгоритм Топливный Интегратор» Виктора Костюкова, рост налогов в той или иной степени обязательно приведет к росту цен на нефтепродукты. «Этот год, пожалуй, – самый жесткий среди предыдущих по части роста налогов. Напомню, год назад Минфин ставил задачу дополнительно изъять «девальвационной прибыли» из нефтянки порядка 600 млрд рублей. Прогнозы по росту цен на АЗС на этом фоне серьезно пугали. Ставки акциза на бензин повышали дважды. Но обошлось малой кровью, при том что ставка акциза на бензин была повышена в пересчете на литр на 4 рубля, а на дизтопливо – на 2 рубля», – отметил г-н Костюков.

Директор по развитию бизнеса независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов считает, что для потребителей вариант с небольшим ростом НДПИ и повышенными акцизами будет самым болезненным. «Мы получим ситуацию, при которой экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты снизится, а акцизы не снизятся или даже вырастут», – отмечает он.

Главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов полагает, что рост акцизов будет переложен на потребителей топлива, передает РБК. По подсчетам Vygon Consulting, если предложения Минфина утвердят, то в 2017 году литр бензин может подорожать на 1,5 рубля к текущей цене на АЗС при цене на нефть 40 долларов за баррель и курсе 64,8 рубля за доллар (указан в актуальном прогнозе Минэкономразвития на 2017 год). Цена дизтоплива при аналогичных условиях в следующем году может увеличиться на 2,8 рубля, в 2018-2019 годах рост цен составит еще около 40 копеек за литр. Г-н Ежов предполагает, что налоговая нагрузка частично ляжет на нефтеперерабатывающие заводы, на потребительских ценах изменения отразятся с отставанием на 3-6 месяцев.

Теги:
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний