Общество
 29 сентября 2016, 18:00   1399

Кто хотел – научились

Кто хотел – научились
Начальник «Пермской дирекции дорожного движения» Максим Кис рассказал об уровне собираемости платежей за парковку, жалобах в УФАС и прокуратуру и том, на какие просьбы пользователей платных парковок не стоит тратить деньги

Максим Леонидович, насколько автомобилисты успели научиться платить за парковку и привыкнуть к новым правилам? Ранее озвучивалось, что именно для этого нужен обучающий период, действующий с 15 августа по 1 октября.

– По большому счету, чтобы разобраться в способах оплаты парковки, такой длинный период даже не нужен. Почти каждому человеку достаточно нескольких часов, чтобы понять, как и куда отправлять SMS, установить мобильное приложение или зарегистрироваться на сайте. Скорее, срок был обусловлен тем, что как раз в этот период многие люди возвращались из отпусков в город, и необходимость платить за парковку могла стать для них неожиданностью. Сейчас этот период закончился, и мы надеемся, что за полтора месяца все поняли, что в Перми есть система платных парковок; разобрались, как платить; и привлечение к ответственности за неоплату не вызовет обид и недоумения.

А если судить по обращениям на «горячую линию» о парковках, можно сделать вывод, что большинство людей разобрались в новшестве? Сократилось количество звонков по сравнению с первыми днями после запуска проекта?

– Общее количество обращений снизилось незначительно, но их характер изменился. Если сначала возникало много вопросов из серии «а как вообще платить?», то сейчас общих вопросов стало меньше. Теперь в call-центр звонят, если произошел сбой и платеж не прошел, задают более частные вопросы, если в процессе оплаты возникли какие-либо сложности.

В проекте, который вы представляли в 2015 году, прогнозировалось, что уровень взимания платы за парковки в первый месяц после запуска составляет 25%, и в бюджет поступит 1,2 млн рублей (при стоимости 15 руб./час, без учета штрафов). В итоге поступления за первый месяц составили 1,8 млн рублей. Собираемость платежей действительно оказалась выше, чем ожидалось?

– На период привыкания в прогнозе был заложен не очень высокий уровень оплаты. Реальные показатели оказались близки к ожидаемым. По грубым подсчетам, около 30-35% водителей производили платежи.

Заметно, что вы следили за отзывами пользователей о системе платных парковок. Например, дорожной разметкой продублированы места для инвалидов. Какие еще изменения были или планируются?

– Менять что-то с точки зрения нормативного регулирования мы не видим необходимости и не планируем выходить с подобными инициативами. Система должна проработать, как минимум, полгода. После этого будем обсуждать с главой администрации итоги и делать выводы о том, что нужно корректировать. Предложить внести какие-либо изменения также имеет право депутатский корпус. Если говорить не о законодательных инициативах, а о вопросах удобства, то первое – это действительно дорожная разметка. Поскольку введение платных парковок и выделение большого количества мест для транспортных средств инвалидов – взаимосвязанные процессы, был усилен контроль за соблюдением правил использования мест для инвалидов.

Оказалось, что достаточно большое число водителей просто не видят знаки. В результате по своей вине, но без злого умысла нарушают правила и получают существенный штраф – 5000 рублей. Плюс платят за эвакуацию автомобиля и хранение транспортного средства около 1500 рублей. Конечно, это болезненно. Поэтому чтобы уменьшить количество случайных нарушений, мы нашли средства и нанесли разметку. Однако не все водители реагируют и на знаки на асфальте тоже. Немало автомобилистов при наличии рядом свободных парковочных мест встают на места для инвалидов.

Начальник городского департамента дорог и транспорта Илья Денисов в ходе «горячей линии» пообещал учесть предложения пользователей указывать на информационных щитах, где находится ближайший паркомат.

Весьма затруднительно разместить эту информацию на щитах – там и так ее очень много. Данные о расположении паркоматов есть на сайте парковочного пространства. Еще нужно учитывать, что через паркомат платят за парковку менее 10% пользователей. Мы думаем, что этот процент в дальнейшем будет только снижаться, поэтому вряд ли стоит тратить дополнительные средства на организацию именно этого способа оплаты. В 56,6% случаев пермяки для оплаты парковки пользовались сайтом и мобильным приложением. В 33,8% – оплата производилась по SMS. Доля платежных терминалов – около 0%.

Вам не кажется странным, что люди не пользуются платежными терминалами, но при этом часто жалуются на отсутствие возможности оплатить парковку наличными средствами? Например, с этим связана одна из жалоб в УФАС.

– Не только в УФАС – такое обращение есть и в прокуратуре. Я думаю, что это жалоба ради жалобы, а не для того, чтобы платить за парковку наличными.

Водители обращали внимание, что наряду с наказанием за неоплату парковки можно было бы ввести некую систему поощрений. На ваш взгляд, в каком виде она может существовать?

– Любые льготы и скидки могут быть установлены решением городской думы или администрации Перми, если речь идет о размере платы. Имеет смысл говорить скорее о какой-то системе поддержки добросовестных плательщиков. Если мы видим, что автомобилист, всегда плативший за парковку, вдруг этого не сделал, то попытаемся с ним связаться и спросить, что случилось, подсказать, как произвести оплату. У наших коллег из административных комиссий нет задачи всех наказать. Лучше иметь регулярно оплачивающих парковку автомобилистов, чем тех, которых мы постоянно штрафуем.

В течение обучающего периода можно было оплатить парковку через сайт постфактум в течение дня. В октябре такой возможности уже не будет?

– Функция постоплаты оказалась востребованной, поэтому она сохраняется. Водитель, по какой-то причине не оплативший парковку, может до конца суток зайти на сайт и в своем личном кабинете произвести оплату. В этом случае штрафные санкции к нему применяться не будут.

Компании «Ростелеком», которая организовала систему оплаты парковок, уже перечисляли средства за работу по контракту?

– Пока нет, думаю, это произойдет в ближайшую неделю. Сумма оплаты за каждый этап рассчитывается по формуле, прописанной в контракте. Предусмотрено, что подрядчик получает деньги только в том случае, если в бюджет поступают доходы от платных парковок. Бюджет же в любом случае остается в плюсе. Традиционный вопрос – куда пойдут эти деньги? Как и любые другие поступления в бюджет, они распределяются на решение вопросов местного значения. Эти деньги не «окрашены» и могут направляться на любые цели.

Ожидаете ли вы, что в понедельник, когда за неоплаченную парковку начнут штрафовать, уровень взимания платы вырастет?

– Жизнь покажет. Скорее всего, объем поступлений денежных средств увеличится. Кроме того, можно ожидать, что вырастет количество пустых парковочных мест.

Кто хотел – научилисьЧитайте также С 3 октября за неоплаченную парковку будет взиматься штраф 1000 рублей, а за повторное нарушение в течение года – 2000 рублей. Business Class собрал ответы на вопросы, которые помогут разобраться с правилами пользования парковками
Персоны:
Поделиться:
Все новости компаний