Политика
 01 августа 2016, 09:02   3312

Бот на бота

Бот на бота
Business Class проанализировал, как пермские политические силы используют соцсети для черного PR и насколько эффективны такие технологии. Главный вывод – люди живут своей жизнью, контакты с реальностью минимальны
Автор: Кирилл Перов

Наиболее активно сетевые баталии разворачиваются в пермском сегменте Facebook, где, по оценкам экспертов, идет виртуальное противостояние двух групп: сторонников Дмитрия Скриванова и действующего губернатора Виктора Басаргина. Первые высказывают свою позицию, например, в сообществе «Пермские слухи», основным рупором вторых является страница «Пермское Зеркало».

«Задача «Слухов» – быстрое распространение новостей и сплетен. Задача «Зеркала» – вброс «инсайдов» и «чернухи». При этом стоит отметить, что на «Зеркало» работает профессиональный журналист и технолог, «Слухи» же, насколько я знаю, пишутся буквально на коленке», – пояснил корреспонденту Business Class собеседник, знакомый с ситуацией.

Однако, по его словам, не стоит сводить сетевую активность только к этим публичным страницам. «Так или иначе, с оппонентами губернатора связан еще целый ряд пабликов (например, «Пермская политика», «Грязные выборы», «ПерММские новости»). То же самое касается и их противников (кроме «Пермского зеркала» есть «Пермский канализатор» и «Пермский край»)», – пояснил источник «bc».

По его словам, пока паблики оппонентов губернатора лидируют по охвату аудитории и активности читателей. К примеру, на момент написания текста на «Пермские слухи» подписались 619 человек, а на «Пермское зеркало» – только 132.

Не так давно в пермском Facebook появились еще две околополитические площадки – страница «Говорит Окунев» (31 подписчик), направленная против кандидата в депутаты краевого парламента Константина Окунева, и необычная группа сторонников действующего губернатора – «Женщины за Басаргина» (209 подписчиков).

Причем контент последнего паблика отличается потрясающим разнообразием и эклектичностью. Помимо отчетов о работе губернатора здесь можно встретить анонсы культурных событий, рассказы членов группы о своих путешествиях, музыкальные видеоролики с YouTube» и даже советы по здоровому питанию.

Еще одним рупором пропаганды в региональном Facebook являются боты. Сергей Анисимов, Василий Архипов, Иван Серов – эти виртуальные личности хорошо знакомы пермским пользователям соцсети. Скрытые за абстрактными аватарками (иногда используются изображения в темных очках), боты ведут горячие и по большей части бессодержательные политические дискуссии как на вышеуказанных страницах (за исключением, пожалуй, «Женщин за Басаргина»), так и на других ресурсах. Также они пишут авторские посты, содержание которых, как правило, повторяет и (порой) дополняет информацию «Пермских слухов».

Бот на бота

Один из ветеранов сетевых баталий – Сергей Анисимов (именующий себя как «Главный пермский фб-тролль») уже был разоблачен пермской прессой. По информации «ФедералПресс», создатели бота использовали фамилию, имя и личные фотографии одного из жителей Санкт-Петербурга.

Своими виртуальными диванными аналитиками располагает и противоположная сторона конфликта. В поддержку действующего губернатора и регионального отделения «Единой России» постоянно выступают Мария и Сергей Потаповы. По информации Business Class, этот семейный подряд в своей работе использует предвыборный штаб регионального отделения «Единой России». В штабе от комментариев по этому поводу отказались.

«На сегодняшний день достаточно сложно оценить емкость бот-наполнения сети. Представляется, что каждая группа интересов считает своим долгом создать не менее десяти аккаунтов. Однако зачастую большинство ботов не выживают в силу внутренних ограничений социальных сетей, отсутствия ресурсов для их ведения и развития. А также из-за «неумелости» ряда исполнителей создавать аккаунты с высокой степенью верификации, то есть превращать аккаунт из бота в развитого виртуала, который пользуется доверием других участников коммуникации», – рассказывает директор бюро социальных коммуникаций «Сёть» Иван Рябухин.

В целом, по его мнению, политическая агитация в Facebook является неэффективной. «Ранее можно было достаточно эффективно использовать эту соцсеть для формирования информационных поводов в повестке пермских СМИ. Сейчас такое использование не представляется возможным», – уверен г-н Рябухин.

По словам эксперта, на ситуацию повлияли несколько факторов. «Первый: максимальная политизация повестки и разделение наиболее активных пользователей по группам интересов. Второй: «замусоривание» информационного поля псевдоактивностями, инициируемыми не реальными людьми, а ботами. Инфоповоды, которые выбрасываются в паблик, ориентированы только на свои группы поддержки и не интересны сторонним пользователям и представителям СМИ, не связанных с инициаторами активности. Третий: каждая группа интересов пытается создать негативный фон для своих оппонентов. В итоге в пермском сегменте Facebook фактически не осталось места для позитивных поводов», – размышляет г-н Рябухин.

«Если речь идет о предвыборной пропаганде, то в России, в отличие от США, в ближайшие лет пять использование соцсетей неэффективно. Не та аудитория, и не тот охват. Однако если речь идет о влиянии на общественное мнение и вброс компромата и чернухи, то нет ничего лучше», – считает специалист, знакомый с ситуацией в пермском Facebook.

Бот на бота

В региональном сегменте ВКонтакте политическая агитация встречается реже. Однако время от времени на пермских публичных страницах встречаются рекламные посты в поддержку тех или иных политических сил. Например, в паблике «Пермь ВКонтакте» (117 090 подписчиков) неоднократно публиковались посты о деятельности Дмитрия Скриванова. Администрация сообщества отказалась комментировать условия размещения данной информации на странице.

По информации Business Class, стоимость размещения одного рекламного поста (безотносительно содержания) в крупном городском паблике составляет около 10 тысяч рублей.

Еще один пермский паблик, вероятно, действующий в интересах Дмитрия Скриванова, – «Пермь Активная» (144 695 подписчиков). По данным информационного агентства «Текст», паблик является партнером подконтрольного депутату медиахолдинга «Актив-Медиа». Журналисты обращают внимание на приоритет в размещении новостей из СМИ холдинга перед другими изданиями, а также появление в паблике в период перед праймериз «Единой России» ироничных публикаций о главе Перми Игоре Сапко.

Директор рекламного агентства «Кулич», управляющего пабликом, Илья Лисняк сообщил, что «Пермь Активная» работает с разными изданиями. «Ресурс «Пермь Активная», как и многие другие управляемые нами паблики («Пермяки», «Пермь афиша»), сотрудничают со многими СМИ, в том числе и с изданиями, входящими в холдинг «Актив-Медиа»», – пояснил г-н Лисняк.

На вопрос корреспондента «bc» о том, отдается ли материалам «Актив-Медиа» приоритет перед другими публикациями, Илья Лисняк ответил, что «приоритет существует только у интересных новостей».

Администратор паблика «Типичная Пермь» считает, что политическая реклама ВКонтакте не пользуется популярностью. «Сейчас, казалось бы, сезон, избирательная кампания должна быть в разгаре, но никаких предложений к нам не поступает», – отмечает он. «Хотя политическую рекламу мы в любом случае не публикуем. Нам пытались в группу засунуть несколько постов под видом обычных новостей, но их легко распознать», – делится администратор.

С ним согласен PR-консультант Борис Майоров. «В настоящий момент, мне кажется, что все силы пропагандистов на этой площадке тратятся зря. Не то чтобы пользователям ВКонтакте совсем нельзя было скормить политику, скорее ее нужно скармливать не так. Нужно искать форматы, которые сделают необходимую информацию «съедобной» для пользователей соцсети. Но этим никто не заморачивается: главное – разместить и получить деньги от заказчика», – размышляет эксперт.

Бот на бота

По мнению специалистов, политическая реклама в соцсетях в целом в большинстве случаях малоэффективна. «Интернет – это супермаркет, каждый выбирает там то, что ему интересно: фильмы, музыку, другие развлечения. Политикой в интернете практически никто не интересуется, поэтому если вы будете проповедовать там про самого честного кандидата, то люди, в лучшем случае, скажут «фи». Большей части населения на политику глубоко наплевать», – считает политтехнолог Александр Пахолков. По его словам, «политическая тусовка» в интернете немногочисленна и не влияет на реальный результат выборов.

Политтехнолог считает, что организовать эффективную компанию можно, но это «достаточно трудоемко, дорого, долго и мало чем отличается от агитации по квартирам». Также, по словам г-на Пахолкова, соцсети можно использовать для легализации необходимой информации в СМИ.

«Если мы видим политическую рекламу – значит, в это вкладываются деньги», – считает Борис Майоров. По его словам, заказчики политических кампаний в соцсетях руководствуются двумя мотивами: «Босс, смотри, мы очень современные – у нас есть SMM-стратегия!» и «Шеф, смотри, мы успешно противодействуем врагам у которых есть SMM-стратегия».


Главное фото: S Chan / Flickr

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний