Экономика
 23 мая 2016, 07:00   1913

​Бум во время чумы

​Бум во время чумы
В первом квартале 2016 года в Прикамье наблюдался почти двукратный рост выдач автокредитов. Однако причина такой динамики вовсе не в том, что пермяки кинулись покупать авто

В начале года в Пермском крае зафиксирован «бум» выдач автокредитов. По данным национального бюро кредитных историй (НБКИ), за первый квартал этого года банки в Пермском крае выдали 2 445 автокредитов, что почти в два раза (на 98,46%) больше, чем в аналогичный период 2015 года.

Пермская динамика оказались существенно серьезнее общероссийской: в целом по стране увеличение объемов выданных автокредитов составило 65,7% (100,1 тыс. против 60,4 тыс. годом ранее). В рейтинге регионов по этому показателю Прикамье заняло 12-ую строчку.

Такой бурный рост сегмента объясняется, в первую очередь, провалом авторынка в первом квартале 2015 года. Тогда в Пермском крае было продано всего 5 270 легковых машин, что на 47,3% ниже уровня аналогичного периода 2014 года, сообщало Аналитическое агентство «Автостат».


«В начале 2015 года банки гибкости не проявили – мы наблюдали минимальные выдачи автокредитов»


По словам Олега Долженкова, директора компании Брайт парк, официального дилер LADA и UAZ, все дилеры встретили первый квартал 2015 года без автомобилей, так как остатки были проданы в конце 2014-го. «Люди на тот момент были насыщенны уже совершенными покупками, при этом, в связи с кризисом, денег на новые – у них не было. Весь год происходил постепенный рост доли продаж в кредит. Для обеспечения этого роста банки совместно с автопроизводителями предлагали и продолжают предлагать интересные условия по автокредитованию», – рассказывает Олег Долженков.

Ситуация улучшается

Директор филиала ООО «Зетта Страхование» в Перми Ирина Дерябина, отмечает, что первый квартал 2015 года был очень сложным с точки зрения бизнеса и продаж. Тогда уже стало очевидным снижение уровня реальных доходов населения при высокой закредитованности. Банки гибкости не проявили – мы наблюдали минимальные выдачи автокредитов. Это объяснялось как быстрорастущей и трудно прогнозируемой инфляцией, так и резким ростом просроченной задолженности.

Одновременно с этим об остановке части производственных линий объявил ряд автоконцернов», – делится Ирина Дерябина и добавляет, что на страховом бизнесе эта ситуация отразилась еще более остро. «Если раньше кредитные машины чаще страховались, то в первом квартале 2015-го и машин стало продаваться меньше, и кредитов выдаваться меньше. Соответственно, для нас произошло двойное падение. Поэтому рынок страхования машин снизился даже больше, чем количество проданных автомобилей. Из-за этого существенно сократились продажи полисов через автосалоны», – констатирует Ирина Дерябина.


«Все дилеры встретили первый квартал 2015 года без автомобилей».


Кристина Волкова, коммерческий директор региона «Урал» ЮниКредит Банка, отмечает, что снижению сегмента, помимо падения продаж авто, также способствовало то, что некоторые банки в условиях ухудшения операционной среды требовательнее подходили к оценке заемщиков (тем самым ограничив объем открываемых кредитных лимитов), а также снижение реальных доходов населения.

По оценкам Ирины Дерябиной, в первом квартале 2016-го ситуация выправляется. «В первую очередь, благодаря программе государственной поддержки автокредитования. То есть фактически, это комплексный эффект от низкой сравнительной базы отчетного периода прошлого года и специальных программ по кредитам основных производителей», – резюмирует г-жа Дерябина.

Кристина Волкова также связывает рост объемов выдач автокредитов со стабилизацией процентных ставок и цен на автомобили. «Кроме того, большое влияние оказывает развитие программ кредитования, в том числе с мерами поддержки от государства, а также расширение специальных программ, которые запускают банки и автопроизводители. Мы наблюдаем, что высоким спросом в Пермском крае пользуются автомобили марки Lada, особенно две новинки – Vesta и X-Ray», – добавляет Кристина Волкова.

Не как в 2014-м

По оценкам ряда экспертов, несмотря на резкий рост рынка автокредитования сейчас объемы выдачи таких продуктов далеки от показателей 2014 года. В этом плане сегмент следует вслед за продажами машин. По данным АА «Автостат», за первые два месяца 2016 года продажи новых легковых автомобилей в Пермском крае выросли на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

По данным специалистов «Зетта Страхование», проанализировавших ситуацию в разрезе страны, в первом квартале 2014 года было выдано 194,1 тыс. автокредитов, а в аналогичный период 2016 года – 100,1 тыс. автокредитов, то есть почти вдвое меньше. «Но при этом в течение первых трех месяцев 2014 года было продано более 600 тыс. автомобилей, а в этот же период 2016-го – менее 320 тыс. автомобилей по данным AEB. То есть фактически мы говорим о 50% падении», – делает вывод Ирина Дерябина. По словам Кристины Волковой, показатели объема выданных кредитов за первые четыре месяца 2016 года находятся примерно на одном уровне с показателями за аналогичный период 2014 года.

В существенной мере сегмент автокредитования спасла программа господдержки. «Она в большой степени обеспечила его устойчивость, особенно в тот момент, когда банки фактически приостанавливали выдачу новых автокредитов из-за рисков, связанных с непредвиденностью экономической ситуации», – считает Ирина Дерябина и прогнозирует, что продление этой программы позволит удержать достигнутую долю в продажах новых автомобилей на уровне 35-57%. По словам Кристины Волковой, во многом благодаря этой программе отмечался нехарактерный рост спроса на автомобили в кредит в мае-июне, в традиционно низкий для авторынка сезон. Олег Долженков также говорит о позитивном влияние мер господдержки, но напоминает, что программа носит поддерживающий характер и как только автомобильный рынок достигнет докризисных показателей – ее могут закрыть.

Кристина Волкова полагает, что в перспективе динамика рынка автокредитования будет зависеть от ключевой ставки ЦБ, политики банков, ситуации в экономике, предложений от дилеров и уверенности потребителей в завтрашнем дне.

По оценкам экспертов компании «Зетта Страхование» рынок автокредитов пусть медленно, но будет расти, в то время как рынок КАСКО в этом году продолжит падение (на 10-15% к прошлому году). «Точную динамику прогнозировать пока затруднительно, но мы надеемся на постепенное восстановление рынка продаж новых и поддержанных транспортных средств и одновременно восстановление рынка КАСКО, которое по сути составляет основу розничного кредитования в России», – прокомментировала Ирина Дерябина.

Поделиться:
Все новости компаний