Культура
 25 марта 2016, 15:00   2519

Рисуют все! Музей PERMM показал, что делают с графикой в столицах и в провинции

Рисуют все! Музей PERMM показал, что делают с графикой в столицах и в провинции

Все три этажа Музея современного искусства PERMM нынче заняты актуальной графикой, там открылись сразу две выставки.

Одна из крупнейших и старейших культурных институций нашей страны – Государственный Русский музей представил выставку «Актуальный рисунок». Ее кураторы Ирина Карасик и Владимир Перц, научные сотрудники отдела новейших течений Русского музея, представили работы самых известных представителей современного актуального искусства, созданные в период с 1990-х годов до наших дней.

Экспонаты для «Актуального рисунка» собраны из частных коллекций, государственных и частных музеев и галерей, в том числе присутствуют работы из коллекции музея PERMM.

Рисуют все! Музей PERMM показал, что делают с графикой в столицах и в провинции

Экспозиция получилась интересная, но посещение ее у искушенного пермского зрителя, пережившего три года культурной революции в Перми, оставляет грустное чувство, словно пробираешься по руинам некогда прекрасного здания. Вот рисунок Валерия Кошлякова – а ведь в Перми его огромные работы выставлялись на персональной выставке, вот работа Александра Бродского, в свое время он поразил Пермь своей тотальной инсталляцией «Ночь перед битвой», занимавшей зал первого этажа речного вокзала.

Однако зрителю нерефлексирующему выставка поможет войти в мир актуального искусства путем самого известного и понятного жанра – рисунка. Но рисунок этот совсем не похож на его классическое определение.

Рисуют все! Музей PERMM показал, что делают с графикой в столицах и в провинции

«Исследуя тему современного рисунка, обнаруживаешь, что чаще всего это вообще не рисунок, – рассказывает Ирина Карасик, куратор выставки, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея. – На выставке есть такие произведения, которые можно соотнести с понятием «другого рисунка»: он сделан не на бумаге, не карандашами, не пером, а например, лазером по металлу, рисунком на теле, это может быть текстильный рисунок или рисунок огромных размеров».

Среди «других рисунков» привлекают внимание очень графичные вышивки Марии Арендт с изображением объектов архитектуры. В текстильной технике работает и Марина Жукова, которая представила рисунки обнаженной натуры в серии «Мягкие автобиографические модули». Мягкие они, потому что рисунок нанесен на предварительно загрунтованную цветастую хлопчатобумажную ткань, натянутую на поролоновые «кирпичики».

Наряду с известными мастерами актуального искусства представлены и работы молодых авторов, среди них Маша Ша с серией рисунков цветными карандашами.

Выставка пермской графики «Живая пустота», открывшаяся вслед за питерской, логически продолжает линию выставки из Русского музея и также показывает работы, относящиеся к актуальному искусству.

«Подобрать работы для этой выставки было непростым делом, потому что многие пермские художники, которых мы давно знаем, кто работает с 70-80-х годов, тяготеют к языку искусства модернизма, – рассказывает Анна Суворова, куратор выставки. – Этот язык отсылает нас к середине XX века, к абстрактной живописи. Но он не совсем соответствует идее актуального искусства». В поисках работ для «Живой пустоты» Анна Суворова объездила мастерские пермских художников и пересмотрела сотни графических листов в поисках того, что может соответствовать духу актуального искусства и подойти концепции выставки. Ряд работ, например двухметровые черно-белые композиции Анатолия Френкеля, были созданы специально для «Живой пустоты»!

В основе концепции выставки, представляющей образ Перми, лежит идея ее фантомности, пустоты, о которой много говорят культурологи. Все это с трудом поддается фиксации и вербализации, но эту идею можно выразить средствами актуального искусства.

Из художников старшего поколения в выставке участвует также Вячеслав Смирнов с серией графических беспредметных композиций. Свою интерпретацию графики в технике вышивки и аппликации представили Михаил Павлюкевич и Ольга Субботина.

Рисуют все! Музей PERMM показал, что делают с графикой в столицах и в провинции

Молодое поколение представляют Илья Гришаев, Иван Лукиных, Вячеслав Нестеров, Наталья Резник, Елена Слобцева, Петр Стабровский, Макс Черный.

Большая работа Ивана Лукиных показывает фантасмагоричность обыденной пермской жизни. Для работы художнику не были нужны натурщики, он увидел эту сцену, выглянув в окно, где гопники брили голову, сидя в песочнице. Художник подобно гиперреалистам совершенно бесстрастно воспроизводит окружающую действительность, однако размер и манера исполнения делают эту работу похожей на подготовительный рисунок для фрески.

Самое интересное на пермской выставке – это проект «Украденный архив Отто Штайнера», автором которого является пермячка Наталия Резник, последние несколько лет живущая в Германии.

Она воссоздала в черно-белых рисунках утраченные фотографии из потерянного архива Отто Штайнера, швейцарского фотографа, социалиста. Он побывал в Советском Союзе летом 1932 года вместе с коллегами из других стран, среди которых был Луи Арагон. За сорок дней пребывания иностранцы посетили новостройки социалистического Урала, были в Свердловске, Челябинске, Златоусте. Также Наталия Резник сняла видео, которое демонстрируется рядом с рисунками и на котором дочь Отто Штайнера рассказывает о той поездке. А самое главное, что вся эта история – миф, выдумка от начала до конца.

В современном кинематографе существует похожий жанр, который называется мокьюментори – псевдодокументалистика. Свой проект Наталия Резник, которая известна прежде всего как интересный фотохудожник, выполнила с невероятным чувством стиля и пониманием, каким образом репрезентируется та эпоха в нашем сегодняшнем сознании. Время фейков и пранкеров делает мифическую вымышленную реальность намного интереснее обычной жизни.

Обе выставки – «Актуальный рисунок» и «Живая пустота» – лежат в русле художественной политики Музея современного искусства PERMM, который не только выстраивает стратегическое партнерство с крупными российскими институциями, но и поддерживает проекты пермских авторов.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний