Культура
 17 марта 2016, 09:00   1529

Пестрая лента

Пестрая лента
17 марта в России выходит в прокат фильм Сергея Снежкина «Контрибуция», действие которого происходит в Перми времен Гражданской войны

Сюжетная канва нового фильма от возрожденной студии «Ленфильм» разворачивается на фоне страшных событий 1918 года. В голодную и холодную Пермь врывается среднесибирский белогвардейский корпус под командованием молодого генерала Анатолия Пепеляева (Максим Матвеев). Следователь Андрей Мурзин (Илья Носков) со своей женой Верой (Надежда Толубеева) не успевают покинуть город, и теперь мужчине грозит расстрел за связь с большевиками. Его жена пытается выхлопотать у генерала Пепеляева – в прошлом, как выясняется, его жениха – помилование для мужа. Тем временем, события принимают неожиданный оборот.

Пестрая лента

Генерал быстро понимает, что взятие Перми было пирровой победой: армия голодна и измотана, для дальнейшего наступления на Вятку не хватает патронов, обмундирования и провианта. В этой ситуации он собирает богатых пермских купцов и промышленников и сначала просит, а потом уже требует содействия в деле борьбы с большевизмом. Самый ценный вклад в виде дорогого бриллианта вносит богатая вдова Чагина (Елизавета Боярская), а с остальных, как вскоре выяснится, и взять-то нечего.

В основу сценария легла повесть Леонида Юзефовича, лауреата премий «Национальный бестселлер» и «Большая книга». По книгам и сценариям Леонида Абрамовича были сняты такие фильмы и сериалы как «Сыщик петербургской полиции», «Казароза», «Гибель империи», «Сыщик Путилин» и «Серебряный самурай».

Пока молодой генерал решает, что делать с купцами, которые всем своим видом и поведением напоминают скорее воровскую шайку, бриллиант исчезает прямо у него из-под носа. Расследовать исчезновение камня стоимостью 65 тысяч рублей предстоит Мурзину, которого, по законам жанра, спасают от расстрела в самый последний момент. А дальше начинается по-настоящему детективная история в духе экранизации Агаты Кристи с Дэвидом Сушэ. Следователь Мурзин, которому в случае неудачи грозит все тот же расстрел, ведет дело, не выходя и никого не выпуская из дома, где было совершено преступление. И приходит к совершенно неожиданным выводам.

Пестрая лента

Пестрая лента

Надо сказать, что детективная линия «Контрибуции» действительно заслуживает похвалы. Общее впечатление портит только поведение купцов, гротескная игра которых добавляет картине лишнюю комедийную составляющую. Образ Каменского и Грибушина, предстающих людьми надменными и вороватыми, вряд ли найдет понимание у дотошных краеведов и историков. Зритель же остается в недоумении, поскольку за сценами, исполненными глубокой и неподдельной драмой Гражданской войны, следуют реплики, заставляющие зал взорваться дружным хохотом.

Пестрая лента

Пестрая лента

Впрочем, ряд сцен все-таки возвращает к реалиям 1918 года. Наиболее глубоко извечная тема судьбы России раскрывается в диалоге генерала Пепеляева и капитана Шамардина. «За кого мы воюем – понятно, не очень понятно – за что», – размышляет вслух Пепеляев. «Здесь каждый воюет сам за себя. А за что воевать? За страну? А что с ней сделается! Как была, так и будет. За устои? Те устои, которые рухнули, как прогнившие балки?».

Пестрая лента

Пестрая лента

Сергей Снежкин, режиссер:

– Фильм «Контрибуция» – психологическая драма о войне внутри себя, чем и является гражданская война. В картине захвачено лишь мгновение из жизни людей разных социальных кругов и различных мировоззрений, вынужденных совершать судьбоносный выбор во время трагических событий гражданской войны. Съемки фильма – это тоже война, и всегда испытание себя. Даже в визуальном решении мне хотелось сделать стилизацию под либерти – стиль излома и увядания, выражающего предощущение катастрофы. У нас были расширенные актерские пробы, весьма кропотливая работа над костюмами и реквизитом, собралась отличная команда, состоящая из блестящих профессионалов. Для меня, как для режиссера, есть всенепременное правило: если окружаешь себя выдающими соавторами, стыдно сделать что-то плохое. Мы все вместе отправились в поход в кинематограф. Наша задача была выжить и победить. Победа – это зрительский интерес, мы работаем для зрителя. Если он сделает глубокий вдох на начальных титрах «Контрибуции» и глубокий выдох только в финале картины, – значит, наш поход был не зря, и мы победили.


«Контрибуция»

Жанр: исторический детектив

Страна: Россия

Производство: Ленфильм

Продюсер: Эдуард Пичугин

Исполнительный продюсер: Ольга Аграфенина

Автор сценария: Сергей Снежкин по одноименной повести Леонида Юзефовича

Режиссер-постановщик: Сергей Снежкин

Оператор-постановщик: Сергей Мачильский

Художник-постановщик: Владимир Южаков

Художник по костюмам: Инэсса Снежкина

Звукорежиссер: Игорь Терехов

В ролях: Максим Матвеев, Елизавета Боярская, Илья Носков, Надежда Толубеева, Евгений Дятлов, Константин Воробьёв, Артур Ваха, Юрий Ицков, Игорь Черневич, Сергей Перегудов, Андрей Гульнев, Григорий Чабан, Андрей Полищук.


фото: кадры из фильма «Контрибуция»


Смотрите также:

В Прикамье прошли съемки военного сериала для Первого канала

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний