Экономика
 09 марта 2016, 15:46   3452

Если жизнь после марта. За полтора года число цветочных магазинов в Перми выросло почти в два раза

Если жизнь после марта. За полтора года число цветочных магазинов в Перми выросло почти в два раза
По словам участников рынка, большинство из них – отчаянно демпингующие маленькие ларьки

8 марта, как и 14 февраля, – один из самых ожидаемых цветочным бизнесом праздников, в эти дни спрос на цветы превышает предложение. Некоторые предприниматели специально открывают торговлю к красным дням календаря. Не гнушаются подзаработать на продаже тюльпанов и мимоз ни бабушки, ни студенты. Business Сlass выяснил тенденции на пермском рынке цветов.

Рынок цветов в краевом центре растет быстрыми темпами: по данным справочника «Дубль-ГИС», в 2012 году в краевой столице насчитывалось около 160 цветочных магазинов, в начале 2014-го – уже 230. По состоянию на август 2014-го их число превысило 250. На сегодня в Перми уже 446 цветочных магазинов, в основном это небольшие павильона и киоски, которые открывают вблизи остановок общественного транспорта, возле и внутри супермаркетов и торговых центров. Именно они и создают конкуренцию. Крупные цветочные магазины с большим ассортиментом концентрируются в центральной части города и его районов. Многие участники рынка активно рекламируются – особенно в соцсетях, предлагают скидки и акции.

В интернет за цветами

Цветочный бизнес популярен за счет высокой маржинальности – 100-150%, – рассказал руководитель службы доставки «Цветы рядом» и салона Romantic Андрей Зубко. Кроме того, часть магазинов, так называемые «однодневки», которые открываются в преддверии праздников. В службе доставки «Флорист.ру» рассказали, что в Перми популярны и салоны «высокой» флористики, и павильоны «шаговой доступности от дома», каждый занимает свою нишу. Исполнительный директор сети салонов цветов и праздничных услуг «Фан-Фан» Юрий Козин отметил, что состав салонов и крупных магазинов не меняется на протяжении последних лет, составляя около 10% от рынка.

«Салоны делают акцент на тех покупателях, кто привык к «экзотике», модным букетам, хорошему вкусу флористов, сервису и готов отдавать за такой товар немалые деньги, – рассказала руководитель пресс-центра «Флорист.ру» Талия Ахметова. – В этом сегменте выигрывает тот, кто всегда в курсе последних тенденций, может предложить своему клиенту интересный ассортимент, а главное – высокое мастерство самих флористов. Цветочные павильоны могут выжить на рынке только за счет невысоких цен (по сути – демпинга), доступных каждому, и периодических выгодных акций для покупателей».

По мнению г-на Козина, в павильонах порой встречается и некачественный товар. Маленькая площадь помещения не позволяет разместить там холодильник, который должен создавать для растений температуру в 5-7 градусов по Цельсию. «Прямо в зале создается температура + 15. Во-первых, мерзнут продавцы, во-вторых, для цветов такой климат слишком теплый. Собственники стараются покупать цветы максимально дешево, поэтому теряют в качестве. Покупают «дохлую» кенийскую розу, которая стоит всего 2 дня, а выдают ее за эквадорскую – более высокого качества», – поделился исполнительный директор «Фан-Фан». В сети уверены, что киоскам не удастся переманить их клиентов, привыкших к букетам, над которыми поработал флорист.

Активно развиваются в краевом центре интернет-продажи и доставка цветов. В сети салонов «Фан-Фан» рассказали, что онлайн-магазин становится все более популярен, на его долю приходится 20% от общего объема продаж. Магазины развивают официальные группы в соцсетях, для некоторых служб доставки интернет является основным каналом взаимодействия с покупателями. «В группе «Вконтакте» у нас 7 тыс. подписчиков – это реальные люди, наши целевые клиенты. Заказы оттуда дают нам 15% продаж, – сообщил руководитель службы доставки «Цветы рядом» и салона Romantic Андрей Зубко. – «Вконтакте» – самый выгодный для нас способ продвижения, здесь проводим акции и конкурсы».

Покупай местное

Покупатели в основном выбирают розы и хризантемы. Цена эквадорских роз, которые стоят до 2 недель, – 150-200 рублей. Стоимость букета – 2-2,5 тыс. рублей, 4-5 тыс. рублей попросят за букет высокого класса, куда входят дорогие цветы. На День влюбленных чаще покупают красные розы, а на 8 Марта – тюльпаны.

По информации «Флорист.ру», около 90% всей продукции в российских магазинах – это импорт (Эквадор, Кения, Нидерланды и др.). Производительность отечественных цветоводов, несмотря на тенденцию к импортозамещению, в последнее время выросла незначительно – они вынуждены закупать посадочный материал у европейских коллег за евро, который неустанно растет относительно рубля. Кроме того, себестоимость российской розы выше импортной, добавляют в службе доставки.

Примечательно, но Юрий Козин из сети «Фан-Фан» считает, что в Перми сегодня не менее половины – отечественные цветы, в частности те, за которые просят 60-80 рублей за штуку. Российскую продукцию выращивают в Подмосковье, Удмуртии и других регионах. Среди пермских поставщиков – компании Добрянского, Осинского и других районов края. «Торговля российскими розами идет успешно. Их выгодно продавать, так как наценка по ним может быть большой, есть возможности для демпинга. Обыватели иногда не могут отличить российские цветы от импортных. В России выращивают качественные розы, но они мельче импортных, меньше и количество сортов, которыми располагают местные производители в отличие от заграничных», – рассказал г-н Козин.

Спрос упал

В кризис спрос на цветы снизился, говорят «цветочники», например, в «Фан-Фане» – на 20%. При этом «оборотка» за счет повышения цен осталась прежней, добавляет исполнительный директор сети. По информации «Флорист.ру», спрос на цветы упал по всей России, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов.

Традиционно стоимость цветов повышается перед праздниками 14 февраля и 8 марта, однако в этом году по сравнению с 2015-м их продажи в День влюбленных снизились на 30-40%, говорит Юрий Козин. Уменьшилась и сумма среднего чека, покупатели чаще останавливаются на бюджетных «монобукетах» из кенийских роз, тюльпанов и небольших композициях. Некоторые обходятся лишь одним или тремя цветами, выделяя на такой подарок не более 300-500 рублей. «Это объясняется высокой стоимостью цветов в праздники и общими настроениями людей в ситуации экономического кризиса, подобная обстановка наблюдалась и в 2008 году», – пояснила руководитель пресс-центра «Флорист.ру» Талия Ахметова.

Влияет на цены и то, что большая часть продукции приобретается в долларах и евро. Закупочная стоимость товара в праздники связана с высоким спросом уже на самих мировых аукционах, откуда затем цветы поставляются в Россию. Самые крупные из них находятся в Королевстве Нидерландов, например Flora Holland в городе Аалсмеер. Кроме того, существует праздничная наценка и в самих цветочных салонах, связанная с масштабированием бизнеса на период «высокого сезона». Итоговая цена в праздничный день может вырасти до 35-40%. В сам день 8 Марта наценка может быть еще выше – в зависимости от продавца. Во «Флорист.ру» рекомендуют заказывать и оплачивать букеты заранее, хотя бы за пару дней. По сравнению с прошлым годом актуальные цены увеличились на 15-17%. Участники рынка добавляют, что к середине марта праздничная наценка на цветы должна снизиться.

Эксперты подчеркивают: и крупным салонам, и маленьким киоскам придется трудно в 2016 году. Если в 2015-м, несмотря на кризис и удорожание валюты, спрос на цветы в праздники продолжал расти, то в этом году со спросом будут проблемы. Скорее всего, заключают во «Флорист.ру», многие магазины будут вынуждены закрыться уже по результатам нынешнего сезона.

Поделиться:
Все новости компаний