Общество
 23 января 2016, 18:08   1955

Weekend: «Омерзительная восьмерка» и «Пойди поставь сторожа» Харпер Ли

Weekend: «Омерзительная восьмерка» и «Пойди поставь сторожа» Харпер Ли

Продукт: «Омерзительная восьмерка»

Режиссер: Квентин Тарантино

Тарантино вновь снимает вестерн, только в этот раз история получилась намного более концентрированной – это касается и сюжета, и места действия. На «постоялом дворе» окраинного Дикого Запада встречаются восемь человек, среди которых – охотник за головами и пойманная им преступница, шериф, палач, ковбой и прочие смутные персонажи с многозначительным прищуром. Все идет к тому, что далеко не все из них доживут до финала, так как охотник за головами предполагает, что на выручку его подопечной придут другие преступники, и, возможно, они уже здесь – под личиной шерифа, ковбоя или палача.

Как известно, что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. Интересно было бы посмотреть на реакцию критиков, которым подсунули бы трехчасовой вестерн за авторством безвестного режиссера, где все действие происходит на нескольких квадратных метрах, да и действия никакого нет, одни диалоги и монологи, лишь под конец сдобренные обильной стрельбой, кровью и руганью. Пожалуй, такой фильм назвали бы претенциозным и отнюдь не прорывным. Постановщика укорили бы в том, что он спекулирует зрительским вниманием, насыщая повествование третьесортными деталями и словно бы стараясь оттянуть неизбежную концовку, что, прямо, скажем, не из числа оригинальных.

Но «Омерзительная восьмерка» - лента «за подписью» Тарантино, а значит, это не просто вестерн, а «реинкарнация жанра», не только детектив, но и «кровавая драма в мрачных декорациях», и, уж конечно, никакой это не массовый продукт, а «независимое кино» – в том плане, что Тарантино не зависит от кинотрендов, требований поклонников и наущений продюсеров.

Однако стоит вспомнить действительно выдающиеся примеры «омолаживания» вестерна – допустим, «Железную хватку» - и про ленту Тарантино все становится понятным. Она – очередной реверанс режиссера павшим героям и собственным мечтам. Тарантино, безусловно, заслужил право снимать то, до чего раньше не доходили руки, и он, что еще очевиднее, сумел доказать: в нынешних реалиях вполне возможно «собрать» идеально стилизованный вестерн и уговорить Эннио Морриконе написать к нему саундтрек. Но что это дает среднестатистическому зрителю? Не так уж и много. Зритель получит историю в духе «Двенадцати негритят» и до самого конца будет мучиться вопросом, кто из героев более омерзительный – в этом и состоит главная интрига картины. Неважно, кто прав, а кто виноват, важнее – кто больший мерзавец. Если такая постановка проблемы вас не отталкивает, то «Омерзительная восьмерка» покажется вполне удобоваримой.

Вердикт «bc»: на любителя

Weekend: «Омерзительная восьмерка» и «Пойди поставь сторожа» Харпер Ли

Продукт: «Пойди поставь сторожа»

Автор: Харпер Ли

Харпер Ли, автор «Убить пересмешника», как оказалось, скрывала в закромах еще один почти готовый к публикации роман под названием «Пойди поставь сторожа». Это идейное и сюжетное продолжение «Пересмешника», от которого критики и поклонники писательницы ожидали развития и углубления темы. Ожидали с таким нетерпением, что в считанные дни вывели «Сторожа» в топ-листы книжных продаж, а Харпер Ли укрепила свои позиции классика-интеллектуала, нагло растолкав плечами современных абмициозных неумех и разметав по ветру их легковесные повести.

О чем же пишет Харпер Ли? Все о том же: о девочке Джин Луизе Финч, которая повзрослела и после долгой разлуки решила навестить старую добрую Алабаму и своего отца Аттикуса. Здесь она встречает совсем не то, что ожидала увидеть.

Аболиционистские идеи, столь отважно отстаиваемые отцом какой-то десяток лет назад, задвинуты на задний план, и из всех щелей на солнечный свет выбрались южане-ксенофобы. И они не просто делятся своими взглядами с односельчанами, но вполне осознано навязывают городскому совету и простым горожанам свое мнение на этот счет. Все то, против чего восставал Аттикус, не было изгнано из этих заповедных мест, а напротив, зацвело буйным цветом и вот-вот пустит тугие длинные корни. Что самое скверное, Джин Луиза замечает в своем отце определенный надлом – постаревший Аттикус уже не боец, и ему порой сложно принять вызов или хотя бы распознать его.

Поэтому Джин Луиза фактически остается один на один с уймой вопросов и ускользающими ответами.

«Пойди поставь сторожа» завораживает прежде всего южно-американскими пейзажами, знакомыми по «Убить пересмешника», и персонажами, которые в эти пейзажи органично вписаны. Все они – Джин Луиза, Аттикус, слуги семейства Финч – напоминают об уже минувшей истории, которая когда-то свершилась в тех же декорациях. Харпер Ли с немалым удовольствием возвращается к первой части дилогии, чтобы еще больше насытить сюжет и укрепить связи между прошлым и настоящим. Во взаимных перекличках и отсылках к «Убить пересмешника» повествование преодолевает примерно половину хронометража, после чего автор, давший волю ностальгии, сосредотачивается на «сейчас».

Нужно сказать, что поклонникам Харпер Ли не стоит ждать от новинки напряжения в духе первой книги. Она – не о преодолении трудностей, она – о преодолении самого себя и своих претензий. Она о смирении и терпении, а также о том, что сторожить нужно не землю, а свои собственные чувства и страхи. Ведь только они и определяют, каков ты на самом деле.

Рекомендации «bc»: ознакомиться с «Убить пересмешника»

Фото: collider.com, theverge.com

Теги:
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний