Газета
 12 декабря 2015, 15:21   1900

Weekend: Победитель Каннского фестиваля «Дипан» и «Трансатлантика» МакКэнна

Weekend: Победитель Каннского фестиваля «Дипан» и «Трансатлантика» МакКэнна

Продукт: «Дипан»

Режиссер: Жак Одиар

Жак Одиар, автор небезызвестного «Пророка», – творец новой формации, который умеет находить тончайшее изящество даже в самой кровавой бане и не стесняется это изящество демонстрировать, извлекая его из-под обломков чужих жизней и неопрятных ошметков. У Одиара чутье на красоту ключевого момента: на художественный алтарь он может положить спокойствие и комфорт зрителя – и все ради того, чтобы удался один-единственный кадр, тихое, но веское слово или даже неверный, но значимый жест.

«Дипан» – фильм о военном из Шри-Ланка, который под чужим именем эмигрирует во Францию. Компанию ему составляет чужая женщина и девочка-сирота, которых он берет с собой для полноты семейного образа. Дипан, главный герой фильма, устраивается уборщиком в одном из окраинных районов европейской столицы, но его сложности на этом, конечно, не заканчиваются. Район, где поселился Дипан, несущественно отличается от зоны боевых действий, откуда сбежал главный герой: здесь хозяйничают наркоторговцы, раздается стрельба, на крышах бдят зоркие караульные. Кроме того, новообразованная «семья» Дипана требует внимания: подсадная супруга порывается сбежать к родственникам в Англию, у «дочери» проблемы в школе… Дипану, находящемуся меж нескольких огней, снятся слоны и джунгли, и сам он будто бы заперт в своем собственном кошмаре, который все никак не закончится.

После услышанного можно подумать, что Одиар – ярый антимилитарист, но на самом деле его новый фильм отнюдь не манифест или обвинительный приговор азиатским военным диктатурам. Одиар размышляет о преданности своему делу и своей родине, о семейных ценностях и необходимости бороться за собственный покой. В фильме много крупных планов, и это намек на то, что в рассказанной истории все прочее, кроме человека, не имеет значения. Окружение и время – лишь частности, а во главе угла – горе, которое предстоит пережить.

Ленту «Дипан» обласкали в Каннах, и после этого она предсказуемо обрела новую высоту. Но едва ли Одиара поощрили за художественную конкретику, все-таки гражданская война в Шри-Ланка в фильме служит больше для зачина, но намного важнее и интереснее то, что происходит с героями потом. Не имеет значения, откуда прибыл «Дипан», потому что сюжетные образы в ленте собирательные.

Несмотря на вычурный хэппи-энд, режиссер как бы говорит, что это идеальный вариант развития событий, дивная греза и для большинства, увы, – несбыточные мечтания. Тем не менее надежда на мир – единственный здравый стимул для тех, кто хочет жить в любви. И порой достаточно поверить в эту надежду – это уже неплохое начало.

Рекомендации «bc»: для вдумчивого просмотра

Weekend: Победитель Каннского фестиваля «Дипан» и «Трансатлантика» МакКэнна

Продукт: «Трансатлантика»

Автор: Колум Маккэнн

«Трансатлантика» – эдакая облегченная версия «Ста лет одиночества» Маркеса. Книга охватывает континенты и разные эпохи, а также людей, которые их населяют. Только если у Маркеса связующей нитью выступают семейные узы, то у Маккэнна эту роль выполняет Атлантический океан. Для одного он послужит испытанием, для другого – спасительным маршрутом, для третьего – разделительной полосой между ним и любимым человеком.

Ньюфаундленд, 1919-й год. Два летчика, воевавших в Первую мировую, задумали эпохальную авантюру: они мечтают совершить беспосадочный трансатлантический перелет между Европой и Америкой – впервые в истории.

Дублин, 1845-й год. Фредерик Дагласс, известнейший аболиционист, совершает мировое турне, рекламируя свою автобиографическую книгу. В Ирландию он прибыл намеренно, полагая, что именно ирландцы сочувственно воспримут освободительные идеи, ведь гонимый всегда поймет гонимого.

Нью-Йорк, 1998-й год. Сенатор

Weekend: Победитель Каннского фестиваля «Дипан» и «Трансатлантика» МакКэнна

Джордж Митчелл, оставив молодую жену и новорожденного малыша, летит в Белфаст, где он должен провести переговоры о перемирии между ИРА и британскими властями. Выбрали его специально, посчитав, что сын отца-ирландца и матери-ливанки, американец по рождению, сумеет соединить несоединимое.

Книга Маккэнна соединит эти три истории в один поток и для каждой из них станет отправной точкой. Достоверно воссозданные исторические подробности смешаются здесь с полностью выдуманными персонажами, и от этого сюжет расцветет еще больше. Маккэнн не ставил себе целью спеть дивную песнь своей Родине, он лишь нашел подходящие слова, чтобы выразить восхищение людьми прошлого, которые из ирландской слякоти построили устойчивое настоящее.

У «Трансатлантики» есть все приметы классической литературы: строй прилежно «отрисованных» персонажей, минорный тон, завораживающее намерение автора охватить неохватное. Из всех европейцев, кого сейчас называют «классиками», Маккэнн выделяется своим неугасимым жизнелюбием и креативностью. Его романы – как цветастый кубик Рубика. Каждая повествовательная линия вначале раздроблена на несколько частей и лишь под конец обретает целостность, органично соседствуя с другими сюжетами.

Маккэнн – это не Маркес, и это скорее плюс. Никаких тебе мыльных опер и заунывных жизнеописаний, только судьбы, которые стараются преодолеть притяжение смерти и успешно справляются с этой задачей, жертвуя порой самым ценным, иногда – даже тем, что побудило людей вступить на путь этих непростых испытаний.

Вердикт «bc»: современная классика

Фото: kinopressa.ru, nokino.com.ua

Теги:
Поделиться:
Все новости компаний