Экономика
 05 ноября 2015, 10:48   1404

А ларчик спроса закрывался

А ларчик спроса закрывался
Оборот розничной торговли в Прикамье снизился на 11,8%. Пермяки стремятся оптимизировать свое потребление, приобретая более дешевые товары, а от крупных покупок отказываются все чаще

По данным Пермьстата, оборот розничной торговли в регионе сократился на 11,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 362,744 млрд рублей.

Среди продовольственных товаров больше всего спрос сократился на свежие фрукты – на 28%. Также жители края стали на 27,9% меньше покупать крупы. Продажи сахара за девять месяцев 2015 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизились на 27,1%, рыбы и морепродуктов – на 23,7%, макаронных изделий – на 20%, овощей – на 19,8%. При этом продажи картофеля выросли на 8,6%.

Среди непродовольственных товаров наиболее серьезно сократились продажи легковых автомобилей – на 53,7%. Объемы реализации компьютеров снизились на 35,8%, аудио- и видеоаппаратуры – 23,9%, ювелирных изделий – на 19,9%.

По оценкам экспертов, наиболее защищенным в сегодняшних условиях сегментом остаются товары повседневного спроса, от которых покупатели не могут отказаться совсем. Напротив, на «крупные покупки» – автомобили, бытовую технику и электронику – пермяки тратят все меньше средств. Отметим, что конец прошлого года ознаменовался бумом продаж товаров именно в этом сегменте: панические настроения покупателей относительно возможного роста цен на товары спровоцировал ажиотажный спрос.

Мария Гурова, генеральный директор Девелоперского агентства «МОЛЛ. Экспертиза & консалтинг» подчеркивает: модель потребительского поведения начала меняться еще в 2014 году. «Данный процесс можно условно разделить на три этапа. На первом –покупатели стараются приобретать привычную продукцию в магазинах, где она предлагается по меньшим ценам. То есть выбирают супермаркеты категорий «средний» и «эконом», отказываясь от класса «премиум». Второй этап характерен тем, что потребитель покупает те же товары, что и раньше, но реже и в меньших объемах. На данный момент большинство населения находится на третьем этапе, поменяв свои предпочтения в пользу более дешевых товаров. При этом меньше всего теряют в спросе товары класса Luxury, имеющие устойчивый круг потребителей», – рассказывает Мария Гурова.

По ее словам, изменения в потребительском поведении приводят к массовой миграции аудитории по «принципу этажерки», то есть покупатели спускаются на ступеньку ниже лестницы магазинных форматов, включая торговые центры. «Чем более дорогим является формат торгового центра, тем больше он теряет в трафике (кроме сегмента Luxury). Сейчас потребителя интересует возможность сэкономить на покупках либо получить дополнительные бонусы для последующих приобретений», – поясняет Мария Гурова.

Игорь Шапиро, управляющий директор CupoNation Russia and Eastern Europe, отмечает, что пермяки, как и жители России в целом, стали больше искать возможности сэкономить (в том числе и на покупках онлайн) еще в конце 2014 года, когда начался кризис и курс валюты сильно вырос. «В начале 2015 года покупательская способность сильно снизилась, это связано и с сезонностью (январь-февраль всегда по продаже ниже остальных месяцев), и с резким ростом валюты, подорожанием товаров. Основные транзакции приходились на одежду: женщинам всегда хочется выглядеть модно, даже в кризис. Поэтому возможность обновить гардероб и сделать это экономично стало еще актуальнее в этом году. Главная тенденция – это более рациональный подход к покупкам: более долгий поиск выгодного предложения, сравнение цен, поиск скидок и акций в интернете», – рассказывает Игорь Шапиро и добавляет, что за 2015 год заинтересованность жителей Перми акциями и скидками при покупках онлайн возросла практически в два раза.

По мнению специалистов Девелоперского агентства «МОЛЛ. Экспертиза & консалтинг», наибольшие изменения наблюдаются в среднем классе – происходит переориентация покупателей на более дешевые аналоги продукции. Ценовой сегмент «средний+» ожидает падение оборота в 2015 году не менее 30%. «В связи со снижением платежеспособности населения и падением трафика в торговых центрах предприятия вынуждены пересматривать свои маркетинговые стратегии, ориентируясь на новые потребности рынка», – резюмирует Мария Гурова.А ларчик спроса закрывался
Поделиться:
Все новости компаний