Город
  1. Город
 20 октября 2015, 09:00  

Куда фастфуд не гонял. Краткий курс истории сетей быстрого питания в Перми

Куда фастфуд не гонял. Краткий курс истории сетей быстрого питания в Перми
12 лет блинов, бургеров, кренделей и фалафелей

В Перми в ближайшее время появится новая сеть быстрого питания. Ее запускает первый вице-спикер гордумы Перми Аркадий Кац совместно с группой компаний «ЭКС». В связи с этим Business Class вспомнил, как в Перми появлялись крупнейшие сети формата фастфуд.

Не тот Burger

В конце 2007 года пермские бизнесмены открыли кафе «Бургер Кинг» – аналог американского фастфуда с таким же названием. Сообщалось, что пермские предприниматели не смогли договориться с Burger King Corporation о франчайзинге и решили использовать русскую транскрипцию американского названия. Однако после того как в России открылось представительство американского Burger King, название кафе сменилось на «БургерS». Представители американской сети, узнав об открытии кафе в Перми с аналогичным названием, направляли им письмо с просьбой его изменить и даже приезжали в город зафиксировать смену названия.

Первое заведение настоящей сети Burger King начало работу в ТЦ «Шоколад» в мае 2014 года. Второй ресторан сети планировалось открыть в Перми в ТРЦ «СпешиLove» в Камской долине, однако пока этого не произошло.

Девять лет до «Биг-Мака»

Информация о том, что в Перми может появиться «Макдоналдс», появилась в 2002 году. Тогда мэр Перми Аркадий Каменев провел встречу с президентом компании в России Хамзатом Хасбулатовым, после чего публично объявил, что первый ресторан появится в Перми уже к ближайшему Дню города. Но представителям власти не удалось найти с компанией общего языка.

Вновь компания «Макдоналдс» заявила о планах выхода на пермский рынок в 2008 году на пресс-конференции в Москве. Правда, тогда предприниматели сетовали, что в городе нет недвижимости, которая удовлетворяла бы запросам компании.

В 2010 году глава Перми Игорь Шубин объявил о том, что для торгов формируется участок, который «Макдоналдс» выбрал для строительства своего ресторана. Аукцион на земельный участок в Индустриальном районе по ул. Мира, 37 после объявления был отложен, так как процесс согласования площадки и «вписывания» ее в генплан затянулся: учитывалась нагрузка на транспортные развязки и места парковки на этом участке.

В 2011 году американская сеть заявила о намерении заключить договор аренды помещения в ЦУМе до конца первого квартала 2011 года. В апреле того же года торги по участку рядом с ТРК «Столица» все же состоялись.

27 декабря 2011 года состоялось открытие первого ресторана сети «Макдоналдс» по адресу ул. Ленина, 45 (ЦУМ). Ресторан оборудован 200 посадочными местами. Второй ресторан открылся через несколько дней – 31 декабря.

После этого компания сообщила о планах расширять сеть ресторанов быстрого питания в Перми в ТРК «Семья». Однако в 2013 году переговоры между компанией и ГК «ЭКС» были приостановлены. Тогда же появилась информация о том, что следующее заведение может открыться в Свердловском районе на улице Солдатова.

Позже стало известно, что третий ресторан сети «Макдоналдс» в Перми откроется в ноябре – начале декабря 2015 года на фуд-корте гипермаркета «Семья». Компания должна была принять площадку 15 января 2015 года, но в силу ряда экономических моментов этот процесс был отложен. Реконцепт фуд-корта торгового центра «Семья» предполагает изменение нарезки площадей, «Макдоналдс» потеснит точку общепита «Алендвика».

Сами с кренделями

28 августа 2014 года в ТРК «Столица» открылась первое кафе-пекарня американской сети «Претцельмейкер». На открытие первого в России кафе приехали собственники франшизы, директор по международным операциям и главный технолог.

Американская сеть специализируется на торговле претцелями, или кренделями, из разной муки и с разными начинками и соусами, а также продает хот-доги и роллы-пирожки с начинкой. Компания «Алендвик» приобрела франшизу на развитие кафе «Претцельмейкер» в 2013 году. Компания стала первой, кто решился развивать этот бренд в России, сообщило ИА Текст. В планах «Алендвика» было открытие нескольких кафе «Претцельмейкер» в Перми.

Однако уже в начале сентября 2015 года пермский оператор быстрого питания закрыл свои кафе с американской выпечкой. Среди причин назывались экономический кризис и продуктовые санкции, которые ввело правительство страны на ряд товаров.

Такой, блин, праздник

Блинная «Сковородка», первое заведение русского фастфуда в Перми, открылось в 2003 году. Уже через год в намерениях компании появилось, в том числе, и развитие проекта по франшизе. В 2004-м открылись еще две ресторанных точки, в 2005-м – три. Как заявлял «bc» в 2004 году Юрий Борисовец, один из владельцев сети, в скором времени «Сковородка» будет зарегистрирована как бренд, после чего начнется ее продвижение по франчайзинговой схеме в районы области, а также за ее пределы – в Ижевск и Екатеринбург. В 2006 году компания отказалась от планов продвижения проекта по франшизе, приняв решение развивать его самостоятельно. Помимо открытия заведений в Перми компания запустила «Сковородку» в 2006 году в Краснокамске, в 2007-м – в Лысьве, Кургане и Чайковском. В 2008 году сеть насчитывала уже порядка 20 заведений.

Общая стратегия развития предполагала присутствие точек во всех спальных районах Перми. «Сковородка» обладает собственным цехом (распределяющим полуфабрикаты и продукты по всем кафе) на Крохалевке, где также расположен специализированный учебный центр для подготовки кадров.

Вторая сеть – «Бабушкины блины» – появилась в январе 2005 года группой физических лиц. Фирма открыла три стационарных кафе на центральных улицах города, при этом дальнейшая стратегия развития предполагает оставаться в пределах центра.

В феврале 2005-го в город пришла питерская сеть «Чайная ложка», работающая в одном с блинными сегменте «дешевой национальной кухни». Столица Прикамья стала первым региональным проектом «Чайной ложки». Также в Перми продолжают работать бистро «У тещи на блинах» и «Блин-City».

Смак по маслу

Кулинарный проект ГК «ЭКС» «Киты еды» появился в апреле этого года. Под этим брендом выпускается вся продукция компании «СМАК» – салаты, готовые блюда, торты и кондитерские изделия, хлеб, выпечка, полуфабрикаты, которая входит в ассортимент, представленный в розничной сети «СемьЯ». Тогда же представители компании сообщили о планах развития доставки еды, выхода в другие сети – и федеральные, и региональные, а также открытия заведения общественного питания.

В мае на фуд-корте гипермаркета «Семья» открылось заведение проекта «Киты еды». Концепт торговой точки – «правильный» фастфуд: свежевыжатые соки и линейка продуктов ультра-фреш. В компании пояснили, что возраст целевого потребителя – от 17 до 45 лет, средний чек – 125 рублей (за две-три позиции).

Фалафель дум

Первая фалафельная «Али Falafel» открылась в Перми в июле этого года. Торговую точку в формате фастфуда основали выходцы из Египта, которые готовят фалафель (блюдо из нута и специй) по рецептам своей родины. Первый киоск открылся в центре города на ул. Ленина рядом с ресторанным комплексом «Живаго». В меню несколько вариантов фалафеля, натуральный кофе и традиционные египетские чаи. В октябре текущего года открылась вторая точка по торговле фалафелей тех же предпринимателей – Love Falafel.

Все новости компаний