Экономика
 01 октября 2015, 09:00   2917

Пермь в прокате. Оказывается аренда автомобилей пользуется серьезным спросом

Пермь в прокате. Оказывается аренда автомобилей пользуется серьезным спросом
В Перми работают десятки компаний по сдаче автомобилей в аренду. Участники рынка утверждают, что спрос систематически растет
Автор: Кирилл Перов

Business Class изучил рынок аренды автомобилей в Перми и выяснил, кто пользуется услугами аренды авто и каковы перспективы этого бизнеса. В оценках пермского рынка эксперты расходятся. Одни полагают, что он еще формируется и услуга пермякам пока не знакома. Другие считают, что ниша заполнена и существенный рост возможен только в случае появления в регионе новых крупных предприятий. Наиболее востребована услуга у бизнесменов, однако среди арендаторов есть и туристы, и молодожены, и даже уличные ансамбли.

Количество компаний, сдающих автомобили в аренду в Перми, сами участники рынка оценивают по-разному, называя цифры от 50 до 100 организаций. «У крупных компаний – таких в городе пять – автопарк составляет более 20 машин, еще порядка 20 организаций имеют от 10 до 20 автомобилей, остальные – менее 10», – рассказывает Салават Сафин, директор ООО «Сабор-Авто». «На рынке Перми представлены как представительства крупных международных компаний, так и небольшие игроки, использующие 2-3 автомобиля. Некоторые имеют узкую направленность, например, работают исключительно с таксистами или с корпоративными клиентами», – отмечает Кирилл Щекин, директор сети автопроката GALACARS. По его мнению, местный рынок аренды автомобилей находится на начальной стадии формирования, так как данный сервис появился сравнительно недавно и многие пермяки до сих пор не знают о его существовании. Кроме того, в Перми еще не сформировалась культура пользования арендованными машинами, считает г-н Щекин.

Олег Грибанов, исполнительный директор Darenta, напротив, полагает, что значительное количество работающих в сфере компаний показывает, что рынок сформирован. При этом спрос, по его словам, растет с каждым годом, а значит, есть потенциал, пусть и небольшой, для появления новых игроков. «При сложившейся конъюнктуре рынка покупателей хватает на всех», – говорит г-н Сафин. На пять наиболее крупных компаний, по его оценкам, приходится порядка 15% рынка.

Как отмечает г-н Щекин, для «универсальной компании», как правило, характерно преобладание в автопарке машин среднего класса и «эконом»: на них приходится примерно по 40% от общего числа автомобилей. Остальные 20% составляют автомобили бизнес-класса или микроавтобусы. Однако дифференциация автопарка, как подчеркивает эксперт, зависит от ориентации компании на рынке. В компании «Сабор-Авто» рассказали, что наиболее востребованы у пермяков автомобили среднего сегмента, такие как Ford Focus.

Как отмечают эксперты, машины, сдаваемые в аренду, не всегда находятся в собственности компании, оказывающей услуги. Часть из них может либо находиться в лизинге и принадлежать банку, либо в частной собственности. Кроме того, развивается Р2Р-каршеринг (сдача автомобилей в аренду между частными лицами). Роман Коновалов, директор ООО «Глобэкс Финанс», уверен, что в будущем лизинг будет использоваться не только компаниями, но и физическими лицами и частично заменит автокредит. К преимуществам первого можно отнести минимальный первоначальный взнос и упрощенную систему одобрения. Юридические лица также получают преференции, связанные с налогообложением: возмещение НДС и снижение налоговой нагрузки.

По словам Салавата Сафина, половина от общего числа оказываемых услуг по аренде авто приходится на предприятия, которые не хотят или не могут содержать собственный автопарк. «К примеру, если компании автомобиль нужен только в течение трех-четырех месяцев в год, то выгоднее арендовать его, чем покупать: не нужно страховать машину, платить налоги и нести расходы на амортизацию», – поясняет он. Еще четверть клиентов компании – люди, которые приезжают в Пермь в командировку, и туристы. Порядка 15% автомобилей арендуют те, кто имеет свою машину, но временно не может использовать ее по разным причинам. И всего 10%, по оценкам г-на Сафина, составляют клиенты без собственного автомобиля, арендующие машину для конкретной поездки.


Цена вопроса

Примерная стоимость одного дня аренды иномарки этого класса составляет 1,8-2 тыс. рублей. Зарубежные авто ниже среднего класса, например, Renault Logan, сдаются по цене около 1,2 тыс. рублей в сутки. Дешевле всего арендовать российские машины – 1-1,5 тыс. рублей в сутки, а автомобили бизнес-класса, к примеру, Toyota Camry, обходятся в 2,5 тыс. рублей в день и более.

Пермь в прокате. Оказывается аренда автомобилей пользуется серьезным спросом

В компании GALACARS выделяют три основных типа клиентов. Первые берут авто на время ремонта собственной машины. В таком случае срок аренды составляет, как правило, от 3 до 14 дней. Вторая группа – туристы, которые арендуют машину на 1-2 дня. Последний тип – долгосрочная аренда на срок от 1 месяца. «Бывают и необычные арендаторы – уличный ансамбль индейцев из Уругвая брал Lada Largus, команда профессиональных сноубордистов из США арендовала авто, когда снимался документальный видеофильм на горнолыжных склонах Прикамья, а один из футболистов «Амкара» долгое время эксплуатировал автомобиль Chevrolet Orlando», – поделился Кирилл Щекин.

Олег Грибанов отмечает, что помимо аренды авто для конкретного события – свадьбы, свидания, дня рождения – машины берут на большой срок для сотрудников крупных корпораций, находящихся в длительной командировке в Перми. «Иногда машины используют, чтобы определиться с покупкой определенной модели, так как в автосалоне бывает проблематично получить люксовый автомобиль для тест-драйва», – добавляет г-н Грибанов.

«Рынок однозначно будет показывать уверенный рост, так как услуга становится более доступной (снижаются требования к арендатору, возраст, стаж, сумма залога) и все больше людей в Перми узнает о ее существовании. Подтолкнет рынок также развитие внутреннего туризма и увеличение числа сделок с корпоративными клиентами», – прогнозирует Кирилл Щекин.

По оценкам экспертов, Пермь значительно уступает по объему рынка аренды авто не только столичным городам, но и Екатеринбургу, Казани, Сочи и крупным городам Крыма. По мнению Салавата Сафина, потенциал для расширения рынка в городе незначительный. «Поскольку большую часть заказов обеспечивают корпоративные клиенты, то рост рынка возможен только с появлением в Перми новых крупных компаний», – считает он.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний