Недвижимость
  1. Недвижимость
 01 сентября 2015, 11:40  

Бизнес на каникулах

Бизнес на каникулах
Конец лета не принес традиционного оживления на рынок аренды торговой недвижимости. Спрос крайний низкий, к тому же многие собственники отказываются от снижения стоимости аренды площадей

По оценкам экспертов, в этом году в преддверии осени не наблюдается привычного повышения деловой активности на рынке торговой недвижимости. «Пока мы не наблюдаем пика деловой активности. Предполагаем, что оживление в сегменте аренды торговой недвижимости произойдет тогда, когда люди приедут из отпусков: с 10 сентября по 1 октября. Если динамика и будет, то только в этот период», – считает Алексей Ананьев, генеральный директор агентства недвижимости «Респект». По оценкам Константина Копытова, директора управляющей компании «Столица Пермь», напротив, сегодня на рынке наблюдается спад. «К осени все экономят деньги. Каждый месяц становится хуже: налоговая нагрузка, коммунальные услуги выросли в цене, а платежеспособность населения падает», – добавляет Константин Копытов.

Не могут смириться.

По данным Аналитического центра «Медиана», с начала года средняя цена предложения на рынке аренды торговых площадей снизилась на 13,88%, составив в июле 696 рублей за 1 кв. м. По оценкам участников рынка, это связано с тем, что арендодатели идут на уменьшение стоимости аренды помещений. По словам Юлии Протасовой, руководителя отдела коммерческой недвижимости АН «Перспектива», сегодня максимальные заявки на аренду помещений – до 1000 квадратных метров: это заходят крупные федеральные сети. «Речь идет не о продуктовом ритейле, а о компаниях, которые ориентированы на продажу товаров для дома, например, мебели. К сожалению, принимая такие заявки, мы не всегда можем сразу отреагировать и предложить какое-либо помещение. Несмотря на то, что уже прошло достаточно времени для понимания, что рынок просел, некоторые собственники не могут с этим смириться и пойти на снижение арендных ставок. В итоге площади простаивают. Что касается небольших помещений, то такие заявки на аренду также присутствуют», – рассказывает Юлия Протасова.

По ее словам, большая часть собственников идет на снижение арендных ставок, но каждый случай индивидуален. «Те помещения, которые необходимы клиенту, – в дефиците. Больше всего заявок поступает на аренду помещений в центре города и в крае», – дополняет Юлия Протасова.

Уходят сразу.

Регина Давлетшина, генеральный директор консалтинговой компании S.Research&Decisions, отмечает, что объем предложения на рынке аренды торговой недвижимости увеличился. «В этом году рынок играет по другим правилам, чем ранее: свою роль играют макроэкономическая ситуация, движение курсов валют, события на Украине», – поясняет Регина Давлетшина. По словам Алексея Ананьева, многие из помещений, которые освободились еще зимой-весной, по-прежнему не нашли своего арендатора. «Пока все ждут осени, повышения деловой активности и возможности удержать арендные ставки. Все будет зависеть от того, оживится ли рынок, станет ли больше положительных эмоций», – добавляет г-н Ананьев.

По оценкам Константина Копытова, тяжелее всего в сегодняшних условиям тем арендаторам, которые ориентированы на средний класс. «Все, что было в этом сегменте, умирает. Те проблемы, которые происходят в экономике, в первую очередь сказываются на среднем классе. На этот слой населения и ориентированы большинство торговых центров. Но этот класс потребления уничтожается. Большая часть переходит в более низкий класс, а кто-то прорвался, возможно, вверх. На маргинальных слоях населения и премиальном сегменте кризис отразился в меньшей степени», – рассуждает Константин Копытов.

По словам Регины Давлетшиной, освобождают арендуемые помещения и съезжают как брендовые федеральные сети, так и индивидуальные предприниматели. «Арендаторы просят о снижении аренды либо о предоставлении «каникул», а собственники на это идут не всегда. Некоторые федеральные сети имеют жесткую позицию: сворачиваем бизнес и уходим», – поясняет Регина Давлетшина.

Ждут оживления.

Участники рынка надеются на оживление сегмента аренды торговых помещений осенью и отмечают, что очень многое будет зависеть от собственников и их желания пойти на компромисс с арендаторами. «Еще в начале года мы видели ставки до 1,5 тыс. за квадратный метр, сегодня они уменьшились в разы. Арендаторы просят каникулы сроком до полугода, поскольку бизнесу еще нужно раскрутиться. Мы ждем оживления на рынке. Сегодня заявок достаточно много, но реализация в плане сдачи помещений в аренду, заключения сделок происходит в гораздо более длительные сроки, чем раньше. Приходится искать определенный компромисс и с арендаторами, и с собственниками», – приводит пример Юлия Протасова.

По оценкам Регины Давлетшиной, сложившаяся на рынке ситуация будет сохраняться: ставки продолжат снижаться, а объем предложения – расти. «Многое зависит от собственников помещений: если они пойдут навстречу арендаторам и скорректируют ставки в сторону снижения, то ситуация может выправиться. Поскольку бизнес сворачивается, как правило, из-за сократившегося платежеспособного спроса населения на товары и сохраняющейся нагрузки по оплате аренде. Кроме того, большое влияние окажет макроэкономическая ситуация. Кризис идет такой же серьезный, как в 2008-2009 годах, но тогда рынок значительными колебаниями очень быстро реагировал на все экономические изменения. Сейчас больше оптимизма в людях», – считает Регина Давлетшина.

Менее оптимистично настроен Константин Копытов. «Осень ожидается как достаточно сложное время. Возможно, ставки вновь начнут уменьшаться. Ритейл при сегодняшних курсах валют чувствует себя не лучшим образом. Если доллар будет стоить 80 рублей, а евро – 100, то начнутся проблемы. Сейчас арендаторы реализуют коллекции, которые оплачивали весной. Но в ближайшее время операторам придется закупать коллекции по новому курсу. Я пессимист и полагаю, что мы в начале кризиса, который продлится пять-шесть лет. В такие времена выживают только сильные проекты с продуманной концепцией», – прогнозирует Константин Копытов.

Объем предложения на рынке аренды торговой недвижимости, по данным Аналитического центра «Медиана», составил в июле чуть более 200 объектов. Из них 48,5% приходится на долю помещений площадью до 100 кв. м. По ценовой категории наибольшую долю в выборке занимают помещения стоимостью от 750 рублей за кв. м до 1 000 рублей за кв. м.
Все новости компаний