Газета
 29 августа 2015, 15:20   1401

Что почитать и что посмотреть: рекомендации «bc» на выходные

Что почитать и что посмотреть: рекомендации «bc» на выходные
Автор: Кирилл Перов

Продукт: «Подарок»

Режиссер: Джоэл Эдгертон

У Джоэла Эдгертона, который одновременно выступил режиссером, сценаристом и исполнителем одной из главных ролей в фильме «Подарок», очевидно, накопились определенные претензии к жанру триллера. Главная из них заключается в однотипном подходе к реализации образа злодея – всемогущего неустрашимого негодяя, готового идти до конца, убивать, убивать и еще раз убивать, не считаясь с моралью, отсутствием мотивов и соперниками.

В «Подарке» мы встречаем совершенно иной тип антагониста и, соответственно, совершенно иную историю: в жизнь успешного топ-менеджера Саймона входит его давний школьный знакомый Гордо. Человек дружелюбный, немного неуклюжий, но с большими странностями. До встречи с одноклассником Саймон и его молодая супруга Робин считали свою жизнь идеальной, однако Гордо вносит в нее свои коррективы. Оказывается, что между Гордо и Саймоном существует почти забытый конфликт, который теперь всплывает на поверхность из мутных слоев глубоководного прошлого. Гордо не намеревается прощать своего обидчика, но и Саймон не расположен к тому, чтобы разрешить ситуацию мирным путем, для него привычнее действовать апробированными «деловыми» методами – захватывать инициативу, довлеть, изничтожать. Так сходятся двое, и, согласно законам кинематографической физики, должен остаться только один.

«Подарок» выдался крайне нетипичной лентой, настолько нетипичной, что зритель, привыкший к определенным сценарным ходам, первое время не понимает, почему еще никого не убили, не порезали и не замуровали заживо. Как уже было сказано, Гордо – иной тип злодея; кажется, что сейчас он выйдет из себя и начнется кровавая баня, но ничего этого не происходит: у Гордо другие методы и даже другая цель. Саймон и его супруга фактически воюют сами с собой – своими страхами, комплексами, непереваренным прошлым, отчаянием. Гордо становится лишь катализатором краха, который ожидает построенную на сплошной лжи семейную идиллию.

Еще бросается в глаза при просмотре картины Эдгертона – в ней мало кому симпатизируешь, кроме разве что молодой супруги Саймона. Персонажи в фильме символизируют собой всевозможные грехи и пороки буржуазного общества: зависть, мстительность, высокомерие, безразличие. Важным является и то, что Эдгертон не морализирует и никого не стращает последствиями этих пороков. У каждого своя правда и неправда, как бы говорит режиссер, но она – только своя и ничья больше. Постановщик сделал свой художественный выбор в пользу истории – она выдалась на славу, и пусть это не история об алчном маньяке, но она страшна не менее, если не более. Общий посыл таков: землю наследуют кроткие. И вашу землю тоже.

Вердикт «bc»: нестандартный изящный триллер

Что почитать и что посмотреть: рекомендации «bc» на выходные

Продукт: «Английские привидения. Взгляд сквозь время»

Автор: Питер Акройд

Истории о привидениях – эдакий магнит для читателей всех поколений. Увлекательно в них многое: и детективная завязка (кто же скрипит половицами и ежедневно распахивает все окна в покинутой спальне?), и дух старины (чаще всего действие происходит во времена, когда зафиксировать присутствие потустороннего на цифровую технику не представлялось возможным), и, конечно, само ощущение, что ты столкнулся с проявлением неведомых сил. Человека – даже самого закоренелого скептика – влечет к подобным сюжетам, кто-то находит в них любопытный материал об истории заблуждений, а кто-то – объяснение того, что до сих пор оставалось под знаком вопроса.

Но уж если вы увлеклись темой, то Англия и сопредельные территории дадут вам богатый материал для исследования. Родина викторианской литературы просто-таки кишит призрачными сущностями, полтергейстами и прочими духами, здесь куда ни глянь – везде полузаброшенный замок, в котором кто-то кого-то когда-то зверски убил, или же кладбище монахов-отступников, отлученных от церкви за кровавые обряды. Ну и климат, конечно, соответствует.

Что почитать и что посмотреть: рекомендации «bc» на выходные

Книга Питера Акройда как раз о подобном. Автор собрал под одной обложкой истории, которые населяют туманный Альбион и живут своей жизнью, как те, о ком они рассказывают. Истории самые разнообразные: достоверные и сомнительные, жуткие и комичные – все вместе они складываются в мрачноватый хор голосов прошлого, который вещает о боли, страданиях, несправедливости и несбыточных надеждах продлить свое существование рядом с близкими и любимыми или хотя бы местами, где ты когда-то был счастлив и жив.

Книга Акройда на самом деле глубоко печальное произведение о неупокоенных судьбах – и столкновениях с ними потомков. Акройд, кажется, делает самую малость: сводит воедино весь разрозненный реестр городских легенд, задокументированных слухов и ненадежных свидетельств, однако его работа по большей части в том, чтобы встроить весь этот материал в более обширную структуру – историческую канву, литературную традицию. Привидения-попутчики, призраки-квартиранты, ожившие тени в чуланах и на чердаках – все они становятся персонажами местного фольклора и частью территориального колорита. Без них и Англия – не Англия, а лишь дождливый край, в котором можно умереть от скуки. А с ними – заповедник потусторонних чудес, идиллия для охотников за сверхъестественным, обитель непознанного.

Акройд, нужно отдать ему должное, в основном рассказывает о привидениях, которые были «пойманы» не раз и не два или же о которых свидетельствуют люди, коих сложно заподозрить в мошенничестве. После прочтения книги невольно сталкиваешься с мыслью, что не может такое количество англичан так чистосердечно заблуждаться. Хорошо, что бум на призраков не добрался до хладнокровных россиян.

Рекомендации «bc»: читать в соответствующей атмосфере

Фото: vedomosti.ru, peoples.ru

Теги:
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний