Происшествия
 26 июня 2015, 12:10   2299

1 друг Оушена

1 друг Оушена
Житель Перми сумел заработать на сбое в работе системы Сбербанка миллионы. Банк настаивает, что речь идет о сознательном мошенничестве.
Автор: Кирилл Перов

В Мотовилихинском районном суде состоялось слушание по иску Алексея Иванцова к ОАО «Сбербанк России». Г-н Иванцов требует выплатить ему порядка 20 млн рублей. В ходе дела банк подал встречный иск, где утверждает: сделка по обмену валют, на основании которой вкладчик претендует на денежную сумму, незаконна. Слушание по делу отложено для изучения материалов.

Инцидент, послуживший основой конфликта, произошел 22 декабря 2014 года. В тот день стоимость датской кроны изменилась, и в результате системной ошибки курс валюты неправильно отразился в программах и на сайте Сбербанка. По безналичному расчету 1 крона стоила порядка 10 рублей, по наличному – курс конвертации составил 1,8 рубля. В тот день Алексей Иванцов вместе с товарищем посетил несколько отделений Сбербанка, где провел ряд операций по наличному обмену рублей на кроны, которые затем положил на счет.

Сотрудники, работавшие 22 декабря с г-ном Иванцовым в разных отделениях банка, утверждают, что не выдавали на руки клиенту деньги (а речь идет именно о наличном обмене валют). Никто из свидетелей не смог описать внешность Алексея Иванцова, что вызвало подозрения у представителей истца, но каждый утверждал – клиент пришел в банк с товарищем.

Истец подходил к сотрудникам с просьбой открыть счет в датских кронах. После заключения договора его направляли в кассу – для внесения денежных средств. Что происходило, когда истец находился наедине с кассирами, неизвестно, поскольку этих сотрудников Сбербанк уже уволил, а в суд их до сих пор не вызвали. Представители истца утверждают: в кассе происходил обмен наличных (рубли на кроны), а затем кроны отправлялись на счет. К концу дня на счете г-на Иванцова оказалось порядка 980 тысяч датских крон, полученных по курсу 1 крона – 1,8 рубля в кассах банка.

Сбербанк подал встречный иск Алексею Иванцову о признании сделки недействительной – на основании утверждения, что истец действовал заведомо недобросовестно. На слушании представитель банка рассказал, что процедура конвертации валюты и открытие счета были аннулированы вечером того же дня, потому что сделка оказалась «мнимой». На самом деле, считает банк, г-н Иванцов не получал на руки наличные, а проводил операцию по безналичному расчету: «В кассах никогда нет таких крупных денежных сумм в иностранной, к тому же редко запрашиваемой, валюте. Значит, по факту конвертация происходила безналично и должна была рассчитываться по правильному курсу». Вечером 22 декабря г-ну Иванцову позвонили из отделения банка, сообщили об ошибке и предложили вернуть неверно конвертированные 1,8 млн рублей. По телефону вкладчик отказался, поскольку посчитал, что согласно пришедшему в норму курсу валют ему полагается 10 млн. рублей. Теперь в рамках дела он требует от банка возместить к тому же неустойку в 10 млн рублей.

Банк признает недобросовестность кассиров, неверно совершивших операцию, и эти работники уже уволены. Кроме того, сейчас несколько бывших сотрудников Сбербанка находятся под следствием: в тот день они открыли счета на имена своих родственников и также перевели на них кроны якобы по наличному расчету. Представитель банка ходатайствовал о приостановке дела до решения вопроса по делам расторопных кассиров, но суд посчитал это безосновательным. Тем не менее банк убежден – Алексей Иванцов находился в сговоре с сотрудниками, и они вместе совершили недобросовестную сделку.

Усложняет ситуацию то, что сейчас деньги истца находятся в распоряжении банка без правовых оснований. Если сделку аннулировали, и счет не был открыт, то Алексей Иванцов должен получить обратно свои 1,8 млн. Или можно считать, что рубли конвертированы в кроны по безналичному курсу и счет Иванцова открыт, тогда банк согласен вернуть вкладчику 756 тыс. рублей (согласно текущему курсу). Поскольку истец отказался забрать деньги сразу, просрочку банк платить отказывается. Адвокат г-на Иванцова попросил банк уточнить, какой позиции он будет придерживаться в защите. Представитель Сбербанка заявил, что ничем не ограничен и отстаивает главное: содержание документов не соответствует действительному ходу вещей.

Суд отложил дело в связи с необходимостью изучить ходатайства сторон и дополнения. Сбербанк обязали предоставить информацию о внутреннем регламенте компании и правилах проведения конвертации. Суд должен выяснить, оповещены ли сотрудники Сбербанка должным образом о методах обмена валют, поскольку адвокат истца заявил: наличная конвертация возможна и без выдачи денег на руки. Заявитель за это время может попытаться найти кассиров, чтобы привлечь их в качестве свидетелей.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний