Газета
 20 апреля 2015, 13:20   1119

Стартап мастер

Стартап мастер
Число пермских компаний на федеральном рынке нельзя назвать серьезным, но такие игроки все-таки есть. Стартовые позиции большинства были, мягко говоря, скромными.
Автор: Кирилл Перов

Несмотря на кризис, пермские компании продолжают расширять свое влияние на федеральном рынке. Так, например, в конце января сеть мини-кофеен Red cup открыла два заведения в Москве. А в начале февраля IT-компания «Прогноз» заключила партнерское соглашение с MAYKOR-GMCS. Удачных примеров выхода пермских компаний на рынок страны достаточно много. Business Class проследил путь наиболее известных предприятий от перспективных «стартапов» до федеральных компаний.

«Прогноз»

Пожалуй, самое известное из пермских предприятий, представленных на федеральном рынке, появилось в 1991 году. Именно в этом году сектор прогнозирования социально-экономических процессов на базе кафедры экономической кибернетики ПГУ и Института экономики РАН был преобразован в коммерческую фирму «Прогноз». Инициатором преобразования стал Дмитрий Андрианов.

«В начале 90-х годов – в условиях непростой экономической ситуации, постоянного роста цен и темпа инфляции – мало кто в нашей стране задумывался о моделировании и прогнозировании экономических процессов. Но «прогнозовцы» были убеждены в том, что их интеллектуальный продукт в ближайшем будущем станет востребован. Коллектив «Прогноза» начинал работать на чистом энтузиазме, ни о какой финансовой поддержке перспективных стартапов в ту пору и речи не было», – вспоминает руководитель PR-службы компании Елена Меченкова.

В 1992 году вышла первая версия аналитической платформы Prognoz Platform – аналитический комплекс «ПРОГНОЗ». «С момента основания «Прогноз» сделал ставку на создание собственных технологий. Это стало конкурентным преимуществом компании, но всегда требовало серьезных инвестиций», – поясняет г-жа Меченкова. В 1994 году на проведение научных исследований компания получает грант фонда Сороса, что обеспечило не только продолжение исследований, но и дальнейшее развитие компании.

В 1995 году «Прогноз» делает первые шаги на российском рынке. В этом году компания заключает контракт с Министерством экономики РФ. Чуть позже клиентами «Прогноза» становятся Счетная палата и Банк России. В 2002 году открывается московский офис компании.

«Prognoz Platform признана международными экспертами, входит в ведущие мировые рейтинги. Конкуренты «Прогноза» по широте функциональности и качеству технологий – крупнейшие мировые вендоры, такие как SAP, Oracle, IBM, Microsoft и SAS. Мы гордимся тем, что аналитические системы «Прогноза» используют в своей работе более 40 федеральных министерств и ведомств и администрации 45 регионов России, порядка 200 отечественных предприятий и банков. Наши клиенты сегодня есть в Северной Америке, Западной Европе, Азии, Африке. И для них Пермь – это город, где разрабатывают программное обеспечение мирового уровня», – отмечает Елена Меченкова.

«ДОМ РУ»

Один из крупнейших российских интернет-провайдеров, «Эр-телеком», появился в 2001 году. Компания возникла в результате слияния телеком-проектов выпускников политехнического университета братьев Андрея и Алексея Семериковых и городского интернет-провайдера под руководством Михаила Воробьева. Позже к молодым предпринимателям присоединился Сергей Гусев, имевший опыт строительства сетей связи в Татарстане.

В начале своей работы «Эр-телеком» был совсем небольшим предприятием. Штат компании состоял всего из 37 человек. Однако это не помешало молодой команде стать победителем Всероссийской венчурной ярмарки в Санкт-Петербурге с проектом «Городской Универсальной Телекоммуникационной Сети». В 2003 году проект побеждает на венчурной ярмарке в Перми, а «Эр-телеком» получает от Фонда венчурных инвестиций при правительстве Пермской области 20 миллионов рублей.

В 2004 году «Эр-телеком» запускает в Перми одну из первых в России волоконно-оптических сетей. Появляется необходимость в создании запоминающегося бренда для новой услуги. «Тогда телеком-услуги воспринимались как технологически сложные продукты, в нейминге большинства операторов присутствовали обороты из отрасли – связь, телеком и прочее. Изначально сформировав концепцию позиционирования услуг через простоту, компания поставила перед собой задачу – придумать название, близкое и понятное каждому жителю. Так появился интернет «Дом.ru» и кабельное телевидение «Диван-ТВ», вспоминает руководитель PR-направления компании Светлана Иванова. В 2005 году компания решает выходить на федеральный рынок, «Эр-телеком» запускает проекты в Самаре и Волгограде. Тогда же перспективным предприятием заинтересовалась Пермская Финансово-Производственная Группа. ПФПГ выкупает 25% акций компании. В начале 2006 года председатель совета директоров группы Андрей Кузяев (сегодня президент компании) предлагает «Эр-телекому» подготовить долгосрочный стратегический проект с инвестициями размером более 100 миллионов долларов. «С появлением в составе наших акционеров ПФП-группы мы начали в хорошем смысле обрастать документами. Появились более четкие инвестиционные планы, программы производственного развития», – отмечает генеральный директор компании Андрей Семериков.

В 2011 году «Эр-телеком» начинает работу над проектом «Городской Wi-Fi». В городах присутствия Компания подключила более 500 000 Wi-Fi-точек доступа в Интернет.

Сегодня на долю «ЭР-Телекома» приходится 12% российского рынка широкополосного доступа в интернет и 13% – рынка кабельного ТВ. Компания входит в ТОП крупнейших интернет-провайдеров и операторов кабельного ТВ России.

Red Cup

Сложно найти в Перми человека, который ни разу не слышал о кофе от Red Cup. Благодаря активному продвижению компании удалось за короткое время выйти на федеральный рынок. Стартовым капиталом стали личные сбережения молодых предпринимателей.

«На момент создания Red Cup я уже занимался продажей «кофе с собой». После проведения оценки рынка стало понятно, что через некоторое время это явление приобретет массовый характер. И тут появилась идея разработки и продвижения уникального молодежного бренда. Отличительной особенностью я выбрал красный стакан, отсюда и название. Первое время было сложно с арендными местами, оборудованием и множеством других вещей, но благодаря команде все благополучно решалось», – вспоминает директор сети Илья Гусев.

По словам директора Red Cup, изначально выход на федеральный рынок и продажа франшизы не входили в планы компании, но множество предложений о сотрудничестве заставили предпринимателей пересмотреть свои взгляды.

«Если говорить о франшизе, то мы предлагаем комплексное решение (оборудование, обучение, ингредиенты, система учета, рекомендации поставщиков). Все, что требуется от франчайзи, – это найти хорошее место и людей для работы. В некоторых городах наши партнеры покупают до 10 пакетов «Старт» или выкупают «Эксклюзив» (дает право на представление бренда Red Cup – «bc») на регион», – рассказывает Илья Гусев.

Не так давно сеть запустила собственное кондитерское производство, а в ближайших планах – работа над проектом быстрого питания. Кроме того, компания собирается открывать новые точки продажи кофе в Москве, Казани и Санкт-Петербурге.

«Биллинговые системы»

Компания, объединяющая сейчас разработчика IT-решений в области обработки и защиты платежей «Биллинговые системы» и оператора платежей «Процессинговое агентство», с момента основания работала в основном с заказчиками из других городов России. Доля пермских клиентов – всего 5-10%.

В 2006 году выпускник политехнического университета Андрей Рычков с группой единомышленников начинает разработку новых решений на рынке электронных платежей. Так появилась компания «Биллинговые системы». На первых этапах команда занималась проектом в свободное от основной работы время, организовав бизнес исключительно на личные сбережения. «Мы не искали гранты или «бизнес-ангела», который бы принес нам инвестиции, как делают сейчас многие стартапы. Мы занимались компанией в свободное время, первые программы писались буквально «на коленке», экономили на всем. К примеру, мы снимали тесный офис три на три метра с одним окном, туда с трудом помещались даже сервер и программист. Мне, руководителю компании, уже не было места, и приходилось работать из дома. Тем не менее наши программы и решения привлекли внимание. Главной трудностью в то время было заручиться доверием заказчиков. Мы с этим справились, клиенты стали сами приходить к нам», – вспоминает руководитель «Биллинговых систем» Андрей Рычков. Но тесный офис был не единственной проблемой молодых предпринимателей. В 2008 году начался мировой финансовый кризис, небольшие расходы пришлось урезать еще сильнее. Ради экономии руководство даже вывело себя за штат и не получало зарплату. Однако уже на следующий год ситуация изменилась. В 2011 году Андрей Рычков полностью переходит в созданную им компанию. Через год создается «Процессинговое агентство», что дает возможность не только заниматься разработкой IT-решений по обработке и защите платежей для рынка B2B, но и выйти на потребительский рынок. В ноябре 2014 года запускается всероссийский платежный интернет-сервис ЦЕНТРАЛЬНАЯКАССА.РФ. Тогда же компания начинает создание сети пунктов по приему платежей. А в феврале этого года вышло приложение «ЦКасса» для iOS. Сейчас компания «Биллинговые системы» заканчивает разработку приложения «ЦКасса» для Android. Сегодня среди клиентов компании немало известных брендов: «МТС», Yota, Faberlic, «Корпорация «Центр» и другие. В январе компания подтвердила соответствие международному стандарту сертификат безопасности платежных карт PCI DSS. «Стандарт разработан ведущими международными платежными системами: Visa, MasterCard, American Express, Discover, JCB – для предотвращения случаев мошенничества. Он жестко регулирует требования к инфраструктуре, в которой передается, обрабатывается или хранится информация о платежных картах. Чтобы получить стандарт, компания проходит очень серьезную проверку, но для клиентов это дополнительная гарантия безопасности персональных данных», – говорит Андрей Рычков.

«Авира»

По словам генерального директора группы компаний «Авира» Алексея Загумённова, идея заняться детскими площадками возникла будто бы сама собой. «Обратил внимание, что в Перми с этим проблемы: дворы обычно не обустроены, а если и стоит турник или горка, то на них смотреть страшно. Мы с партнерами тогда продавали грузоподъемное оборудование и решили – раз детских площадок в городе мало, значит, их будут покупать. Так в 2010 году в нашей торговой компании появилось еще одно направление», – рассказывает он. Со временем фирма полностью перешла на продажи детского оборудования. Выйдя на пермский рынок, компания столкнулась с рядом трудностей. «Авира» была незнакома потребителю, управляющие компании (несмотря на отсутствие во дворах детских площадок) не спешили сотрудничать с молодым предприятием, а самое главное – у заказчиков не было возможности увидеть производственный процесс и проконтролировать качество продукта. Открытие в 2011 году собственного производства повысило уровень доверия покупателей, и количество заказов заметно возросло. Оценив спрос на свои товары, группа компаний решает выйти на федеральный рынок. Открываются филиалы в Москве и Санкт-Петербурге, производственный комплекс в Иваново. Сегодня «Авира» активно работает со странами, бывшими республиками СССР, поставляя продукцию в Белоруссию, Абхазию и Казахстан. Своим главным достижением сотрудники «Авиры» считают участие в оснащении площадки для керлинга на Олимпиаде в Сочи. «Работали без всяких взяток, и подрядчики остались довольны», – говорит Алексей Загумённов. В ближайшее время группа компаний планирует выходить на европейский рынок. По словам генерального директора «Авиры», на предприятие уже поступают первые заказы из Европы.

Фото: flickr.com, Walter Lim

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний