Газета
 20 апреля 2015, 13:20   2261

Налетай, подешевело

Налетай, подешевело
В пермских торговых сетях начали дешеветь продукты. Быстрее всего «поддаются» товары с импортной составляющей. Снова проблемы могут возникнуть, но уже не с продуктами, а с бытовой химией.

Рубль укрепился, и у ритейлеров появился повод попросить поставщиков продуктов питания «откатить назад» возросшие цены, поскольку об их повышении многие просили «в связи с увеличением себестоимости валютной составляющей». На сегодняшний день в торговых сетях Перми отмечают снижение цен на крупы, консервы, овощи, рыбу. В ближайшее время могут подешеветь сахар, сыр, молоко. Пермские торговые сети ведут переговоры с поставщиками о дальнейшем снижении и параллельно ищут новые рынки, чтобы повысить конкуренцию между ними. Если в скором уменьшении стоимости ряда продуктов в сетях не сомневаются, то ситуация с бытовой химией вызывает опасения. «Переговоры с поставщиками ведутся постоянно, но сейчас мы особенно активно боремся за снижение стоимости товаров, которые напрямую связаны с курсом рубля. Например, цена на сахар резко падает, когда укрепляется российская валюта. В случае с продуктами питания у нас есть реальная возможность замещения импорта – в частности, товарами из Краснодарского края. Кроме того, я считаю, что скоро в российских и пермских магазинах появится много сельскохозяйственной продукции из ближайших кавказских республик – овощи, фрукты, молочная продукция, крупы, – прогнозирует Вадим Юсупов, руководитель ГК «Норман-Виват». Основной метод борьбы с высокими ценами – это не просьбы к поставщикам снизить стоимость, а создание конкуренции: привезем дешевые продукты, и остальные поставщики тоже вынуждены будут пойти на уступки», – считает он. Директор сети магазинов «Семья» Елена Гилязова среди продуктов, которые подешевеют в первую очередь, также называет сахар. По ее словам, в последние две недели наметилась тенденция к снижению цен на сыр и некоторые другие продукты. «В ряде случаев речь идет о сезонных факторах. Например, стоимость капусты поднялась зимой, но через некоторое время после появления свежего урожая она неминуемо опустится», – заметила г-жа Гилязова. «Снижение цен на свежую рыбу тоже связано с сезонностью и укреплением рубля», – приводит слова директора по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Марии Курносовой газета «Ведомости». В «Ашане» утверждают, что рыба подешевела на 30% по сравнению с декабрем прошлого года. Компания инициировала переговоры с поставщиками, чтобы максимально снизить цены на продукты. В крупах и консервах изменения уже заметны, утверждает ритейлер. В апреле о понижении цен заявил один из крупнейших поставщиков готовой рыбной продукции – «Русское море». Сельдь, красная рыба, морская капуста, крабовые палочки подешевели на 5-19%. Снижение стоимости рыбы подтверждают в компании «НТЛ-Урал» (дистрибьютор продукции «Комос-Групп»). По словам директора ООО «НТЛ-Урал» Сергея Захарова, сокращение составило около 15%. «На прежнем уровне пока остаются цены на свинину и курицу. Молоко должно подешеветь, поскольку в апреле увеличиваются объемы производства, но, с другой стороны, расходы сельхозпредприятий не снижаются», – отмечает г-н Захаров. Директор агрохолдинга «Русь» Андрей Витюховский подтвердил «bc», что ритейлеры обращаются к поставщикам молочной продукции с предложениями о пересмотре цен. Однако он считает, что сделать молоко на прилавках дешевым нужно другими путями. «Перерабатывающие заводы подстроились под рынок и подняли закупочные цены. Отыгрывать назад сейчас было бы неправильно: 80% себестоимости молока – это оплата труда, топливо и кредиты, ничего из этого не стало дешевле. Ритейлеры имеют возможность снизить цены за счет уменьшения торговой наценки, которая по молочной продукции составляет традиционно порядка 20%. Если же всю нагрузку возложить на сельхозпредприятия, уменьшатся объемы производства, а значит, должны будут подняться цены», – рассуждает он. «Диалог между ритейлерами и поставщиками может быть очень непростым, – утверждает Андрей Игнатов, руководитель отдела закупок продуктов с коротким сроком годности компании SELGROS Cash&Carry. – Поставщики не хотят терять прибыль в ситуации, когда они приобрели товар в период высокого обменного курса валют. Поэтому пытаются продать его по более высоким ценам, – поясняет эксперт. Директор аналитического центра Университета «Синергия» Андрей Коптелов отмечает, что аппетиты торговых сетей также сыграют свою роль. «Сети могут уменьшить ценник не сразу, желая получить дополнительную прибыль», – предполагает он. Несмотря на возможные сложности в переговорах, продукты питания г-н Коптелов считает «первыми кандидатами на снижение цены». По его словам, этому будет способствовать процесс импортозамещения и возможное расширение списка социально значимых товаров с фиксированной ценой.

Пробелы на прилавках

В марте крупнейшие производители бытовой химии и косметики – Henkel, Procter & Gamble, Johnson & Johnson уведомили сети о повышении цен от 40% и до 100%, – рассказал Вадим Юсупов. По его словам, ГК «Норман-Виват» отказалась принять такое предложение и заранее закупила товары на два месяца вперед. «Ждем, когда поставщики придут в себя и отменят повышение. В противном случае могут возникнуть сложности со стиральными порошками и подобными товарами. Конечно, есть отечественные аналоги, мы активно сотрудничаем с российскими производителями. Тем не менее, проблемы пермского рынка сейчас лежат в области парфюмерии и косметики. С продуктами все чудесно», – утверждает г-н Юсупов.

«Мы периодически останавливаем отгрузки товара, если считаем повышение цен необоснованным. Слишком дорогие товары можно заменять продукцией других производителей и поставщиков, но у покупателей сложилась лояльность к определенным маркам, и они не готовы к таким изменениям, – прокомментировала ситуацию Елена Гилязова. Но если мы видим, что повышение не обосновано, то запрашиваем у поставщика основания для повышения, анализируем рынок, смотрим, как изменяются цены у конкурентов. Далее либо договариваемся, либо меняем поставщика. С этим в ряде случаев связаны «пробелы» на полках магазинов, которые могут появляться, когда происходит замена товара», – пояснила она.

Поделиться:
Все новости компаний