Культура
 11 апреля 2015, 10:16   1763

Что почитать и что посмотреть: рекомендации «bc» на выходные

Что почитать и что посмотреть: рекомендации «bc» на выходные

Продукт: «Несломленный» Режиссер: Анджелина Джоли

Анджелина Джоли взялась реализовать сценарий, написанный братьями Коэн, и приурочить выход фильма к премии «Оскар». Премию фильм не получил и вообще по большей части остался незамеченным широкой аудиторией – и это при таком размахе и команде креаторов. Под «размахом» прежде всего имеется в виду история, которая, как полагается, основана на реальных событиях и повествует о нелегкой доле олимпийца Луи Замперини, который прославился все же не своими спортивными достижениями, а участием во Второй мировой на стороне США. Замперини хлебнул горя с лихвой: во время спасательной операции в Тихом океане его самолет рухнул в воду и следующие несколько десятков дней Замперини вынужден был провести на надувном плоту с двумя другими членами экипажа. Невероятно, но его спасли… увы, японцы, после чего бросили в лагерь для военнопленных. Подвергаясь жестоким избиениям, голоду и другим видам пыток, узник чудом уцелел и принес нам историю, обрамленную отнюдь не ненавистью, а прощением. Как сообщают финальные титры, Луи Замперини пытался встретиться со своим главным мучителем, лагерным начальником по прозвищу Птица, чтобы выразить ему смирение и убедить, что не держит зла. Однако план не удался, японец отказался от встречи. В этом сюжете все прекрасно, от начала до конца, но отчего-то в фильме Джоли он превращается в сложенную из нескольких зазубренных кусков мозаику. Иногда возникает чувство, что Джоли сняла несколько короткометражек: первая – о спортивных успехах Замперини, вторая – о его пребывании на плоту в Тихом океане, третья – о его лагерных мытарствах и так далее. Строго говоря, все это мы уже видели, потому что история выживания на плоту – это смешение совсем свежих фильмов «Жизнь Пи» и «Не угаснет надежда», а история выживания в лагерях и вовсе давно и массово выпущена в тираж. Фильму не хватает целостности, однако не это его самая крупная проблема. Джоли слишком сосредоточилась на факторе личности в истории, она словно бы отмела все, что происходит вокруг главного действующего лица. Примерно со второй трети повествования веса лишаются прочие атрибуты внутреннего развития героя: друзья, семья, окружающие исторические события. Замперини становится вещью в себе, постигает «христианские» истины за счет только ему доступных ресурсов и в конце концов обращается в подобие Иисуса Христа, безгрешного и желающего лишь прощать. В принципе, почему бы нет, но на экране велик риск «затянуть» фильм, обратив его в оду. Так получилось и здесь, правда, режиссерский опыт позволил Джоли не ударить в грязь лицом окончательно. В итоге перед нами крепкая биографическая драма – не без изъянов, но предельно искренняя и во многих отношениях достоверная.

Вердикт «bc»: все-таки смотреть

Продукт: «Мы проиграли» Автор: Иван Колпаков

Новая книга Ивана Колпакова состоит из хорошо забытых «старых» текстов. «Мы проиграли» включает в себя повесть «Сёрф», а также два рассказа – «Аральск» и «Дальний свет». Ныне журналист Иван Колпаков, очевидно, занят составлением других, менее художественных текстов – он трудится в Риге под эгидой издания «Медуза», еще более оппозиционной версии, развалившейся «Lentа.ru». Колпаков начинал в Перми, и большинство его произведений содержат пермское «эхо» в разной концентрации. Поэтому те, кто еще не знаком с творчеством журналиста и телеведущего Колпакова, могут начать знакомство именно с книги «Мы проиграли» – здесь вы найдете множество объяснений того, что сформировало новоиспеченного рижанина, ну хотя бы его слова о том, что не бывает счастливых кочевников, переселенцев и эмигрантов. Самый больший «вес» в книге – конечно, у «Сёрфа». Это своеобразные дневниковые записи, которые вполне органично смотрелись бы в «ЖЖ» или Facebook – обрывочные, одышливые, словно сделанные на бегу или в перекурах. Колпаков рассказывает обо всем, что ему взбредет в голову, но все тексты объединены мотивом смерти отца, неотвратимой и будто бы предсказанной окружением. Переживание для писателя оказалось настолько серьезным, что он несет его вслед за собой, волочит в самую дальнюю даль, где нет места сентиментальности и тем более слезам. При этом Колпаков не убивается, не сожалеет о недоговоренном, он лишь фиксирует свое состояние, ведет бортовой журнал, где в деталях описывает причины и возможные последствия кораблекрушения, одним словом, рефлексирует. Проза Колпакова в «Сёрфе» местами уж очень походит на прозу его земляка и товарища Алексея Черепанова, которого однажды номинировали на премию «Национальный бестселлер». У обоих тексты «внутренние», а точнее – даже нутряные, как рычание или дрожь, оба почти ничего не объясняют читателю. Они сами-то не сильно разбираются в том, что пишут, но им важно завершить и покончить с этим, с воспоминаниями и рефлексией, остаться уже не один на один, а в тихом, но гордом одиночестве. Колпаков чуть более ироничен, но в общем и целом, равно как и Черепанов, движется не вперед или назад, а вглубь, используя творчество для самопознания и самокопания. Что ж, его право. «Аральск» и «Дальний свет» – в ту же калитку. И пусть оба рассказы – якобы о путешествии, но, сами понимаете, исключительно о путешествии вглубь самого себя. Сложно сообразить, кто, по мнению Колпакова, эти «мы», которые проиграли, но это явно не сам Колпаков, потому что сеанс самоврачевания, ясное дело, удался. Остался пустяк – выпустить книгу «Я победил».

Рекомендации «bc»: прочитать как в первый раз

Поделиться:
Все новости компаний