Газета
 30 марта 2015, 13:20   1914

Таблички стоят, а стулья пустые

Таблички стоят, а стулья пустые
Непрофессионализм мешает строительной отрасли Прикамья быть в лидерах
Автор: Кирилл Перов

 Сложная экономическая ситуация в стране и в Пермском крае требует от органов власти максимального профессионализма и расторопности. Особое внимание должно быть уделено каркасным отраслям экономики, в том числе строительной отрасли.

К сожалению, я не вижу реальных шагов правительства Прикамья по поддержке строителей. А ведь это, как известно, тысячи рабочих мест, это доходы Пермского края, это создание комфортного уровня жизни в регионе.

Совершенно нелогичными в этой ситуации выглядят предложения правительства края по увеличению арендных платежей за земельные участки, предназначенные для строительства. Очередная такая попытка была пресечена депутатским корпусом в конце прошлого года.

И это происходит на фоне того, что в соседних субъектах Федерации, наоборот, введены льготные режимы для строительной отрасли. Только вдумайтесь в цифры!

В Пермском крае размер аренды за землю при строительстве жилья выше примерно в 15 раз по сравнению с Татарстаном. Это только один из примеров государственной поддержки. Благодаря такому региональному «патернализму» этой отрасли в Татарстане без особых усилий ожидается в течение нескольких ближайших лет ввод жилья на уровне 2,4 млн кв. м в год. Это более чем в два раза превышает ввод жилья в Пермском крае. Можно было бы списать разницу на большее число жителей соседнего региона. Но это превышение составляет порядка 30%, но никак не 200%.

Реальная поддержка региональными властями своих строителей – не исключение! В Башкортостане размер арендной платы при строительстве жилья ниже в пять раз по сравнению с нашим регионом. В Тюменской области установлены дополнительные понижающие коэффициенты при определении размера арендной платы, исходя из функционального назначения земли, в том числе для строительства многоэтажных жилых домов, а также исходя из специфики осуществления деятельности на конкретном земельном участке. Например, для строительства жилья, а не для размещения временных объектов. Кроме того, установлен коэффициент нарушения установленного режима использования земельного участка, который учитывает использование предоставленного земельного участка в соответствии с целями и режимом использования, определенными договором аренды.

Более успешны соседние регионы и в вопросе привлечения федеральных ресурсов посредством взаимодействия с ВЭБ, АИЖК, РЖС. Это позволяет им получать дополнительную финансовую поддержку строительной отрасли, развивать льготную ипотеку, осваивать земельные участки из состава федеральных земель.

До сих пор в Пермском крае не решена проблема согласованности планов застройщиков и программ комплексного развития инженерных сетей. Получается, что застройщик, например, готов возвести стандартный 9-этажный многоквартирный дом за 9 месяцев, а стандартный срок подведения к этому дому коммунальных сетей составляет 1,5 года. Конечно, это нормы федерального постановления. Но ведь это максимальный срок. Кто мешает на уровне края совместно с муниципалитетами оптимизировать процесс? Да, для этого надо думать, надо находить новые варианты согласованных действий. Более успешные соседи находят способы взаимодействия. А у нас – как строители и энергетики поднимали эту тему пять лет назад, как власти на это не реагировали, так и сегодня ничего не изменилось.

А уже не говорю про то, что продаваемые муниципалитетом земельные участки под строительство жилья должны быть обеспечены коммуникациями на границе участка. Про это власти вообще «забыли».

И дело не в том, что у успешных регионов – хорошая «карма», а нам опять не повезло... Я верю в профессионализм людей! Хочешь быть в лидерах – будь на три головы выше конкурента. Но Пермскому краю постоянно что-то мешает. То документы подготовлены несвоевременно, то документы некачественные, то недодумали последствия принятых решений и тому подобное. Из года в год мы наблюдаем одно и то же… Вывод напрашивается сам собой: не хватает профессионализма.

Но еще более вопиющий пример ничегонеделанья происходит с пресловутым проектом зон охраны объектов культурного наследия для города Перми. Вернее, более 6 лет каждый год что-то якобы делается, выделяются миллионы бюджетных средств, а нового проекта как не было – так и нет! Это очередной случай, когда персональная ответственность чиновников существует только на бумаге.

Только при действующем министре культуры Пермского края в третий (!) раз пересматривается концепция самого документа: то ли одну карту на весь город Пермь «рисовать», то ли 15 карт (на каждый охраняемый участок); то ли вводить достопримечательные места, то ли не вводить… И так по кругу. И каждый раз на эти корректировки выделяются бюджетные средства. Такое ощущение, что утверждать правильный документ чиновники и не собираются!

Возьмем, к примеру, всем уже, наверное, известные зоны Л-2, Л-3 (зоны охраняемого природного ландшафта, в которых любое строительство запрещено). Давным-давно доказано, и об этом говорили сами представители министерства культуры Пермского края, когда «затевали» очередное финансирование изменений проекта зон охраны объектов культурного наследия, что эти зоны не имеют под собой ни правового, ни даже логического основания. Они расположены порой в десятках километров от ближайшего охраняемого объекта культурного наследия. Но зато проблем у застройщиков от их необоснованного наличия – выше крыши.

В итоге всех этих неувязок КЦОП имеет возможность «индивидуального решения вопросов с ограничениями»: могут установить высотность застройки в 10 м, а могут – в 22 м, могут запретить строить в зоне Л-3, а могут – разрешить. Коррупциогенные факторы – налицо! Новый проект зон охраны лишил бы чиновников возможности «ловить рыбку в мутной воде». Других причин столь длительного его неутверждения я не вижу.

И это далеко не полный перечень годами нерешаемых в Пермском крае вопросов в сфере строительства. Отдельно можно говорить о продолжающих расти административных барьерах.

При таких обстоятельствах становится абсолютно понятным, почему краевые министры и зампреды боятся прямого диалога с владельцами земельных участков, застройщиками, риэлторами. Они уже 3 года упорно пропускают все мероприятия, проводимые профессиональным сообществом в рамках форумов, выставок и так далее (в лучшем случае, «забега на 5 минут»). Таблички с фамилиями и должностями стоят, а стулья пустые… Просто им нечего ответить на такие простые вопросы, с которыми строители сталкиваются ежедневно.

Очень надеюсь, что сложная экономическая ситуация все же подтолкнет краевые власти к реальным действиям. Что наконец-то профессионалы будут услышаны. Что появится реакция власти на предложения по совершенствованию процедур, установлению льготных ставок, утверждению необходимых нормативных актов... И что нас ожидают изменения к лучшему. Системные и продуманные.

Теги:
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний