Газета
 30 марта 2015, 13:20   1131

Со знаком минус

Участники рынка торговой недвижимости почувствовали кризис: он сказался на объеме товарооборота, снижении цены объектов и аренды. Увереннее всего в сложившихся условиях чувствуют себя сбалансированные торговые центры с эффективным пулом арендаторов, полагают эксперты.
Автор: Кирилл Перов

По итогам первого квартала 2015 года почти все основные индикаторы развития рынка торговой недвижимости показали отрицательные результаты.

«Объем товарооборота снизился за первые два месяца 2015 года на 9,1%. Девелоперы корректируют политику ввода торговых площадей. За три месяца 2015 года разрешение на строительство получено на два небольших объекта. Сейчас на стадии строительства находятся три ТЦ: по ул. Юрша, 1в, по ул. Мира, 37 и гипермаркет «Карусель».

По ценовой политике рынок торговой недвижимости также почувствовал на себе экономические изменения. Если в четвертом квартале 2014 года стоимость 1 кв. м торговых площадей составляла 70 тыс. рублей, то сегодня – 68 тыс. рублей (минус 3%). Арендная ставка в четвертом квартале 2014 года составляла 915 рублей за 1 кв. м, по итогам первого квартала 2015 года – 833 рубля за 1 кв. м. Предложение на рынке аренды торговых площадей выросло на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – рассказала на секции, посвященной девелопменту торговой недвижимости X Камского форума Юлия Цепенникова, руководитель отдела маркетинга и консалтинга ООО PAN City Group.

По оценкам Станислава Кушнина, генерального директора «Партнёр-Ф», наблюдаются огромные перепады в величине арендных ставок – как в центре Перми, так и в отдаленных районах. «В одном и том же месте стоимость аренды может разниться в два раза: когда-то арендаторы зашли по высокой цене, затем один закрылся, и арендодатель готов отдать площадь по любой ставке, только чтобы она не простаивала», – констатирует г-н Кушнин.

2014 год показал беспрецедентный рост объемов сдачи качественных торговых помещений в сравнении со всем периодом развития коммерческой недвижимости, отмечает Юлия Цепенникова. В 2014 году введено в эксплуатацию 105 тыс. кв. м. Это торговые центры DIY-формата – «Радуга» (35 тыс. кв. м), «Мачта» (14,9 тыс. кв. м); вторая очередь ТЦ «Айсберг-» (8,9 тыс. кв. м), гипермаркет «Магнит» (5,4 тыс. кв. м) и другие.

«В Перми уровень обеспеченности торговыми площадями на 1000 человек составляет 350 кв. м, в то время как в Екатеринбурге – 600 кв. м. С одной стороны, это минус для города-миллионника, так как показывает, что Пермь отстает от соседей, с другой – говорит о потенциале. Кроме того, дефицит качественных торговых площадей позволяет сбалансированным ТЦ сохранить свою устойчивость на рынке и формировать жесткую ценовую политику по отношению к арендаторам», – считает Юлия Цепенникова.

По мнению Станислава Кушнина, дефицит торговых площадей пермский рынок однозначно не испытывает, но не из-за рекордного объема введенных квадратных метров, а из-за того, что предпринимательская активность свернулась. «Городу есть куда развиваться: Пермь очень разбросана – никто с Гайвы не поедет покупать молоко в центр, не хватает площадей «на местах», и операторы рынка это подтверждают. Например, торговый центр «СпешиLove» обеспечит спрос Гайвы, Курьи, близкого к нему центра. В Мотовилихе, например, подобных объектов нет», – полагает Станислав Кушнин.

Аналитики PAN City Group отмечают, что рынок Перми повторяет сценарий развития сегмента торговой недвижимости Москвы и Екатеринбурга с лагом в три-четыре месяца. «На рынке продажи торговой недвижимости произойдет корректировка цен на уровне 10%, в сегменте аренды – от 8 до 15%. Самыми устойчивыми в нынешних условиях остаются сбалансированные торговые центры с эффективным пулом арендаторов. Несмотря на снижение числа операторов, находящихся в листе ожидания, ощущают себя такие объекты достаточно уверенно в силу низкой обеспеченности Перми торговыми площадями», – прогнозирует Юлия Цепенникова.

Саша Лукич, главный архитектор проектного бюро Portner Architects, считает, что со временем торговые центры устаревают и становятся скучными для посетителей. «Если не проводить реконцепцию торгового центра раз в 7-8 лет, он становится неактуальным. Прошло время, когда строилась коробка, не до конца продуманная, нарезались магазины, и вывешивалась цена, а арендаторы стояли в очереди и соглашались на ту ставку, которую придумал собственник. Сейчас рынок диктует новые правила, и это продолжится вне зависимости от кризиса», – размышляет Саша Лукич.

 

Станислав Кушнин, генеральный директор «Партнёр-Ф»:

В сегодняшних условиях застройщики будут более гибко подходить к проектированию. Сейчас они практически не консультируются со специалистами по недвижимости и, скорее всего, не станут – начнут учиться на своих ошибках.

Собственникам торговых помещений сложно выдержать концепцию, которую закладывают проектировщики. Застройщикам стоит нарабатывать пул партнеров, которые администрировали бы аренду, сейчас в этой сфере делается очень много ошибок.

Главное, чтобы не пустовали площади. Свободные помещения – как испорченный продукт в холодильнике, который можно только выкинуть. Любые форматы подойдут, чтобы их заполнить – к примеру, букмекерская контора в продуктовом магазине или фитнес-клуб в стенах завода.

Когда есть спрос, агентства недвижимости не нужны, а в период кризиса – возникает паника, как использовать площадь. Специалисты каждый день работают с квадратными метрами и знают, как заложить идею в любую недвижимость. В качестве примера – завод «Морион», теперь это уже бизнес-парк. Сумели привести на его территорию бизнес – и сейчас он активно развивается.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний