Газета
 30 марта 2015, 13:20   1114

Со знаком минус

Участники рынка торговой недвижимости почувствовали кризис: он сказался на объеме товарооборота, снижении цены объектов и аренды. Увереннее всего в сложившихся условиях чувствуют себя сбалансированные торговые центры с эффективным пулом арендаторов, полагают эксперты.

По итогам первого квартала 2015 года почти все основные индикаторы развития рынка торговой недвижимости показали отрицательные результаты.

«Объем товарооборота снизился за первые два месяца 2015 года на 9,1%. Девелоперы корректируют политику ввода торговых площадей. За три месяца 2015 года разрешение на строительство получено на два небольших объекта. Сейчас на стадии строительства находятся три ТЦ: по ул. Юрша, 1в, по ул. Мира, 37 и гипермаркет «Карусель».

По ценовой политике рынок торговой недвижимости также почувствовал на себе экономические изменения. Если в четвертом квартале 2014 года стоимость 1 кв. м торговых площадей составляла 70 тыс. рублей, то сегодня – 68 тыс. рублей (минус 3%). Арендная ставка в четвертом квартале 2014 года составляла 915 рублей за 1 кв. м, по итогам первого квартала 2015 года – 833 рубля за 1 кв. м. Предложение на рынке аренды торговых площадей выросло на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – рассказала на секции, посвященной девелопменту торговой недвижимости X Камского форума Юлия Цепенникова, руководитель отдела маркетинга и консалтинга ООО PAN City Group.

По оценкам Станислава Кушнина, генерального директора «Партнёр-Ф», наблюдаются огромные перепады в величине арендных ставок – как в центре Перми, так и в отдаленных районах. «В одном и том же месте стоимость аренды может разниться в два раза: когда-то арендаторы зашли по высокой цене, затем один закрылся, и арендодатель готов отдать площадь по любой ставке, только чтобы она не простаивала», – констатирует г-н Кушнин.

2014 год показал беспрецедентный рост объемов сдачи качественных торговых помещений в сравнении со всем периодом развития коммерческой недвижимости, отмечает Юлия Цепенникова. В 2014 году введено в эксплуатацию 105 тыс. кв. м. Это торговые центры DIY-формата – «Радуга» (35 тыс. кв. м), «Мачта» (14,9 тыс. кв. м); вторая очередь ТЦ «Айсберг-» (8,9 тыс. кв. м), гипермаркет «Магнит» (5,4 тыс. кв. м) и другие.

«В Перми уровень обеспеченности торговыми площадями на 1000 человек составляет 350 кв. м, в то время как в Екатеринбурге – 600 кв. м. С одной стороны, это минус для города-миллионника, так как показывает, что Пермь отстает от соседей, с другой – говорит о потенциале. Кроме того, дефицит качественных торговых площадей позволяет сбалансированным ТЦ сохранить свою устойчивость на рынке и формировать жесткую ценовую политику по отношению к арендаторам», – считает Юлия Цепенникова.

По мнению Станислава Кушнина, дефицит торговых площадей пермский рынок однозначно не испытывает, но не из-за рекордного объема введенных квадратных метров, а из-за того, что предпринимательская активность свернулась. «Городу есть куда развиваться: Пермь очень разбросана – никто с Гайвы не поедет покупать молоко в центр, не хватает площадей «на местах», и операторы рынка это подтверждают. Например, торговый центр «СпешиLove» обеспечит спрос Гайвы, Курьи, близкого к нему центра. В Мотовилихе, например, подобных объектов нет», – полагает Станислав Кушнин.

Аналитики PAN City Group отмечают, что рынок Перми повторяет сценарий развития сегмента торговой недвижимости Москвы и Екатеринбурга с лагом в три-четыре месяца. «На рынке продажи торговой недвижимости произойдет корректировка цен на уровне 10%, в сегменте аренды – от 8 до 15%. Самыми устойчивыми в нынешних условиях остаются сбалансированные торговые центры с эффективным пулом арендаторов. Несмотря на снижение числа операторов, находящихся в листе ожидания, ощущают себя такие объекты достаточно уверенно в силу низкой обеспеченности Перми торговыми площадями», – прогнозирует Юлия Цепенникова.

Саша Лукич, главный архитектор проектного бюро Portner Architects, считает, что со временем торговые центры устаревают и становятся скучными для посетителей. «Если не проводить реконцепцию торгового центра раз в 7-8 лет, он становится неактуальным. Прошло время, когда строилась коробка, не до конца продуманная, нарезались магазины, и вывешивалась цена, а арендаторы стояли в очереди и соглашались на ту ставку, которую придумал собственник. Сейчас рынок диктует новые правила, и это продолжится вне зависимости от кризиса», – размышляет Саша Лукич.

 

Станислав Кушнин, генеральный директор «Партнёр-Ф»:

В сегодняшних условиях застройщики будут более гибко подходить к проектированию. Сейчас они практически не консультируются со специалистами по недвижимости и, скорее всего, не станут – начнут учиться на своих ошибках.

Собственникам торговых помещений сложно выдержать концепцию, которую закладывают проектировщики. Застройщикам стоит нарабатывать пул партнеров, которые администрировали бы аренду, сейчас в этой сфере делается очень много ошибок.

Главное, чтобы не пустовали площади. Свободные помещения – как испорченный продукт в холодильнике, который можно только выкинуть. Любые форматы подойдут, чтобы их заполнить – к примеру, букмекерская контора в продуктовом магазине или фитнес-клуб в стенах завода.

Когда есть спрос, агентства недвижимости не нужны, а в период кризиса – возникает паника, как использовать площадь. Специалисты каждый день работают с квадратными метрами и знают, как заложить идею в любую недвижимость. В качестве примера – завод «Морион», теперь это уже бизнес-парк. Сумели привести на его территорию бизнес – и сейчас он активно развивается.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний