Газета
  1. Газета
 16 марта 2015, 13:20  

Кушать продано

Кушать продано
Несмотря на кризис, число заведений общепита в Перми выросло почти во всех сегментах. Но многие ресторанные проекты были запущены еще до кризиса, и сейчас делать выводы о развитии ситуации на рынке еще рано.

 По сведениям сервиса 2Gis, за два месяца 2015 года количество заведений общественного питания в Перми увеличилось почти во всех сегментах. Наибольший рост показали кафе-кондитерские и кофейни – плюс 11,86% (всего 66 заведений). Количество столовых за январь-февраль увеличилось на 9,77% (146), фреш-баров – на 9,1% (48). Чуть меньший темп показали суши-бары и рестораны быстрого питания: плюс 6,67% и 5,26% заведений соответственно. Число ресторанов осталось неизменным. Единственный сегмент, показавший снижение, – бары: их число за два месяца 2015 года снизилось со 180 до 175.

Кушать продано

Проще открыть

Юрий Пирожков, директор по развитию сети ресторанов RestUnion, связывает увеличение числа заведений общественного питания с тем, что запустились проекты, задуманные еще до кризиса. «Многие компании, в том числе и мы, начали инвестировать в те или иные объекты еще до кризиса. Соответственно, к его началу проекты находились в высокой степени готовности, когда проще было уже начать работу и посмотреть, какие результаты принесет заведение. Кризис только развивается, поэтому делать какие-то выводы еще рано», – отмечает Юрий Пирожков.

По мнению ресторатора Ильи Баршевского, роста числа заведений не наблюдается. «Думаю, что данные не совсем точные. Количество ресторанов с начала года точно не выросло. Увеличение числа столовых логично, однако общего роста я не вижу», – добавляет г-н Баршевский.

Отметим: в отличие от Перми в Москве за декабрь 2014 года – январь 2015 года закрылись более 900 ресторанов (8% рынка). «В Москве рынок гораздо более насыщен, город существенно отличается и по уровню арендных платежей, и по доходам населения, и по ценам. У многих столичных ресторанов были заключены валютные контракты с владельцами помещений. В декабре, по сути, произошла единовременная индексация арендных ставок, и нагрузка на рестораторов выросла в два раза. На падающем рынке многие заведения этого не перенесли», – считает Юрий Пирожков.

Среди крупных закрытых заведений общепита в Перми – Гриль-ресторан «Рио Чурраско» и кафе-бар Maxim. Отметим также, что на продажу выставлено несколько заведений. Еще в январе собственники помещений, в которых находятся рестораны, начали подыскивать нового хозяина или арендатора. На сайте avito.ru появилось объявление о продаже ресторанного комплекса с летним кафе по ул. Куйбышева, 4. Среди его арендаторов – кафе-ресторан грузинской кухни «Никала Пиросмани», кафе-бар La Luna и другие. На сайте АН «Перспектива» также размещены объявления о продаже нескольких объектов, занятых заведениями общепита. Так, агентство недвижимости реализует помещение по ул. Монастырской, 12а, где расположен ресторан грузинской кухни «Сакартвело» площадью 290,6 кв. м.; площадку по соседству – по ул. Монастырской, 14, которую арендует «Главбар». Еще одно помещение, выставленное на продажу, находится на первом и цокольном этажах по ул. Куйбышева, 2 – здесь размещен клуб Q2.

По данным Аналитического центра «Медиана», объем предложения коммерческих объектов, выставленных на продажу, снизился за февраль на 27,5%. А стоимость торговой недвижимости за месяц упала на 5,86% – до 63,72 тыс. рублей за 1 кв. м.

Обилие предложений

По оценкам участников рынка, в сегодняшних условиях рестораны будут стремиться максимально сдерживать цены. «Несмотря на подорожание многих продуктов, стоимость блюд в заведениях общественного питания не слишком меняется. Рестораны удерживают цены за счет собственной прибыли. При падающем спросе никто не хочет пугать потребителя высокими ценами», – считает Юрий Пирожков. По оценкам Ильи Баршевского, возможность сдерживать подорожание продуктов почти исчерпана.
«Традиционно рестораны прибегают к снижению цен (или их неповышение) на фоне всеобщего подорожания товаров и услуг. Но эта возможность практически исчерпана. Стоимость некоторых продуктов выросла практически в два раза, а цены в заведениях почти не изменились. Не думаю, что есть универсальные рецепты по выживанию в кризис. В каждом сегменте кто-то выживет. Считается, что дешевые заведения не падают, однако это не так», – полагает Илья Баршевский.

В сегодняшних условиях объем предложения по аренде недвижимости в Перми значительно увеличился. «Индикатором экономики является обилие предложений аренды недвижимости, которые поступают нам и другим сетям. Когда сегмент общественного питания рос, было очень сложно найти помещения, подходящие для создания ресторана. Сейчас, напротив, рынок переполнен такими предложениями. Соответственно, цена аренды тоже значительно упала. В настоящее время риски появления убытков и закрытия заведений растут. Ситуация очень быстро меняется: невозможно с уверенностью сказать, достигли мы «дна» или нет. Сейчас наблюдается некоторое затишье; есть предположения, что ситуация стабилизировалась. Но действительно ли это так – мы сможем сказать спустя какое-то время. Не исключается достаточно спокойное лето, а к осени проблемы, которые накопились в экономике, могут спровоцировать вторую волну валютной паники. Поэтому сейчас делать какие-то прогнозы сложно: ситуация на рынке очень изменчива», – отмечает Юрий Пирожков.

Все новости компаний