Газета
 16 февраля 2015, 13:20   1033

Чтение пейзажа

Чтение пейзажа
В музее PERMM продемонстрировали особое видение пейзажа. Оно получилось драматическим.

 В Пермском музее современного искусства PERMM открылась новая выставка, она посвящена ландшафтной оптике в современном искусстве России. Название – «Обещание пейзажа» – отсылает зрителя к работам Хосе Ортега-и-Гассет, по мнению которого, пейзаж – это увиденное здесь и сейчас, с точки зрения автора.

По словам Наили Аллахвердиевой, куратора проекта и художественного руководителя музея, «выставка про пейзаж получилась очень актуальной для сегодняшнего зрителя».

Часть экспонатов уже известна в кругу, почитающем современное искусство. Из новых – в основном творчество пермских художников. «Получилась сборка про понимание ландшафта. Мы смотрим с трех точек зрения: сверху – получается сочетание дискретных точек (карта); со стороны – и мы говорим о расстоянии, длине, дистанции – о дороге; с конкретного места – и подразумеваем обзор, панораму, вид. Из этого собираются разные ракурсы, разное отношение, которое по общему ощущению на выставке получилось очень драматическим. Получается, мы все эти годы жили с ощущением драмы, которая сейчас разыгрывается уже в реальности», – говорит г-жа Аллахвердиева.

В действительности все соответствует концепции: пространство грамотно разграничено, каждый этаж – отдельный ракурс «художественной оптики». «Уже второй раз участвую в выставках музея, – говорит Анна Нистратова, художник, арт-специалист и арт-директор дизайн-завода «Флакон». – Это удивительное явление. Во-первых, здесь собран большой срез современных авторов, которых редко совмещают друг с другом. Во-вторых, видна актуальность, и неважно – работы сделаны сейчас или вновь стали злободневны». «Пейзаж – крайне интересный и важный элемент и в искусстве, и в повседневной жизни, важно уметь его видеть, читать. Экспозиция предназначена для того, чтобы показать людям, как можно еще видеть. Такие выставки делаются кураторами как некая симфония, здесь нет какой-то главной скрипки, важны каждая работа и каждый автор, которые представлены»,- подытожила г-жа Нистратова. Здесь можно увидеть работы из фондов музея PERMM, из частной коллекции Надежды и Андрея Агишевых, а также из коллекций Московского музея современного искусства, галереи «Крокин», Арт-центра «Гридчин-холл» и др.

Диапазон художественных средств достаточно широк: от живописи и фотографии до инсталляций и перфомансов. От огромного «Тунгусского существа» до девушки – танцующей, что-то пишущей на стене и фотографирующей себя на полароид. Взгляды разные, но это характерно для России: здесь можно вспомнить и традиции пейзажа XIX века. «С одной стороны, он представлен Шишкиным, с другой стороны – Васильевым, – прокомментировала Наиля Аллахвердиева. – Это две диаметрально противоположные точки зрения: оптимистическая и глубоко депрессивная. Эта выставка – демонстрация противоречивой картины отношения к среде, к ситуации, к пространству и попыток это осознать».

«Мне очень нравится, – поделилась Юлия Тавризян, директор Пермской государственной художественной галереи. – Это размышления современных художников об окружающем мире, о том, где мы живем, о пространстве, природе, среде. Очень красиво, тонко, качественно». «На выставке показана странная природа, которая вроде чего-то и ждет, но, по-моему, ждать ей уже ничего и не надо. В чем-то увиденное перекликается с пьесой «В ожидании Годо». Вместо ожидания движения – остановившееся время, здесь это вагоны, куда-то идущие и в то же время идущие в никуда. Если организаторы думали создать именно это настроение – у них все хорошо получилось», – говорит Олег Лейбович, доктор исторических наук, культуролог.

Выставка «Обещание пейзажа» продлится до 31 марта.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний