Культура
 07 февраля 2015, 14:08   1411

Что почитать и что посмотреть: рекомендации «bc» на выходные

Что почитать и что посмотреть: рекомендации «bc» на выходные

Продукт: «Охотник на лис»
Режиссер: Беннет Миллер

Что почитать и что посмотреть: рекомендации «bc» на выходныеЕсть чувство, что режиссер Беннет Миллер проспорил кому-то обязательство поставить суровую фестивальную драму с комедийными актерами в главных ролях. «Охотник на лис» со Стивом Кэреллом и Ченнингом Татумом действительно выглядит как эксперимент, правда только до определенного момента – когда закладывается ключевая интрига этой странной и заряженной истории.

Джон Дюпон (Кэрелл), мультимиллионер и наследник одного из богатейшего родов Америки, выступает с инициативой взять под свое крыло сборную США по греко-римской борьбе во главе с Марком и Дэвидом Шульцами (Татум и Руффало): спортсменов селят в родовом гнезде Дюпонов, и им остается только всласть тренироваться и получать медали. Казалось бы, условия идеальные для того, чтобы добывать величие в промышленных масштабах, но Дюпон оказывается довольно эксцентричным человеком, если не сказать больше, а борцы, живущие на всем готовом, медленно, но верно дезорганизуются и расхолаживаются. Теперь это сборная по борьбе с ленью и пороками, не больше.

Джон Дюпон изначально имеет некоторые комичные черты в своем образе: о себе говорит как об орнитологе, филателисте, филантропе, писателе и тренере, подвержен влиянию деспотичной матери и как маленький ребенок старается делать все наперекор ей. Плюс кокаиновая зависимость, шизофрения и страсть к крупнокалиберному оружию – все это могло бы создать благодатную почву для комедийного сюжета, но на деле оборачивается трагедией.

«Охотник…» – очень сложный и многозадачный фильм. Прежде всего, он об Америке и о тех, кто должен поднимать ее с колен, тех, кто отстаивает цвета флага: в данном случае это спортсмены и промышленники-миллиардеры. Поднять с колен для большинства из них – это попытка прыгнуть выше головы, потому что они сами стоят на коленях, под спудом своих комплексов, страхов и неудовлетворенности. Режиссер фильма ставил перед собой задачу ответить на вопрос: кто, если не они, но ответа так и не нашел – и не случайно. Если у нас «Левиафан», то у них – «охотники на лис», аристократические фамилии, овеянные многовековой славой, атланты, что держат на плечах пятьдесят штатов, но, откровенно говоря, заинтересованы больше в собственном обогащении, нежели в процветании нации. И еще один момент – среди них, оказывается, немало шизофреников.

Джон Дюпон, по его собственному признанию, управляет людьми, но на самом деле он только делает вид. При всех его сказочных богатствах ему не хватает одной малости – власти. Власти изменить себя и свое незавидное положение. Один из красивейших кадров ленты – когда Дюпон выгоняет из стойл «матушкиных» лошадей, чистокровных скакунов, и мечется на их фоне, крохотный, отчаянный, несчастный. Кажется, что он совершенно не опасен. Но только кажется.

Напоминание «bc»: основано на реальных событиях


Продукт: «Ты кем себя воображаешь?»
Автор: Элис Манро

Что почитать и что посмотреть: рекомендации «bc» на выходныеЭлис Манро, многократно премированная европейскими наградами и обласканная критикой, ныне признается одним из самых сильных авторов малой прозы, но в этот раз оеа написала не сборник рассказов, а своеобразный «роман в историях»., Все рассказы повествуют о женщине по имени Фло и ее приемной дочери Розе. Семья у них не то чтобы неблагополучная, но до бытового и психологического комфорта им очень далеко. Живописания ссор, нежностей, недопонимания и отчаяния и составляют эту книгу, которая сошла бы за документалистику, если бы не ярко выраженный художественный талант Манро. С таким талантом документалистику не пишут.

Талант Манро в том, что она умеет создать полноценную картину уютного «шалаша», где семеро под лавкой, задиристый отец, подвыпившие родственники, галдящая детвора и прочие прелести жизни на окраине. Окраина – она, конечно, во всех смыслах: ни Фло, ни Розе не дорваться до «центра», до ощущения собственной значимости или даже незаменимости, однако они ничуть от этого не страдают и вполне компенсируют свою ограниченность желанием жить.

Загнанные на флажки, суетливые и недалекие, герои Манро находят утешение просто в том, что все остается на своих местах. Манро описывает, как Роза получает взбучку от мужа Фло, встречается со своим первым кумиром – более опытной девочкой из своей школы, крадет конфеты из бакалейной лавки… Казалось бы, что во всем этом такого? С чего это вдруг Манро называют живым классиком?

Рецензенты не раз сравнивали канадскую писательницу с Чеховым – у обоих раскрывается тема маленького (у Манро, пожалуй, даже крохотного, ничтожного, почти несуществующего) человека. Но если Чехов неизменно губит своих «маленьких» героев, загоняет их в футляр или гроб, то Манро намекает на возможность спастись. Речь не идет о любви к ближнему или самопожертвовании, такие сентенции были бы художественным излишеством для автора. Но как вариант – можно полюбить самого себя: со всеми своими ошибками, свершенными и грядущими, расточительными потерями, отчаянием и депрессией. Полюбить только за то, что «тебя у тебя никто не отнимет», только за меру всех вещей, заключенных в тебе. Только за намерение жить.

Манро, если кому-то угодно, можно назвать гуманисткой. И «нобелевка» ей очень впору. Когда читаешь ее рассказы, то замечаешь, как из повседневной банальщины вырывается свет истинных чувств. Тогда начинаешь яснее вглядываться в себя самого и тоже замечаешь нечто подобное. Главное – вовремя ухватить, пригреть, запомнить. Ну или поступить так, как поступила Манро, – записать.

Рекомендации «bc»: задуматься 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний