Экономика
 04 февраля 2015, 18:17   1622

Пришло время раскошелиться: средний возраст пермских автобусов 17 лет

Пришло время раскошелиться: средний возраст пермских автобусов 17 лет

 С тех пор как в 2009 году «бешеный автобус» промчался по Комсомольскому проспекту, превратив в груду металла два десятка машин, тема безопасности на пермском общественном транспорте стала знаковой. Шутка сказать, видео пермяка, выскочившего из-под колес многотонной махины, обошло все хит-парады epic fails на youtube.

Как оказалось, причиной массового ДТП, чудом обошедшегося без смертей, стало техническое состояние автобуса. К слову, последний раз городские маршруты были разыграны на конкурсе как раз в том 2009 году. И за минувшие пять с лишним лет из семидесяти восьми действующих участников рынка обновлением автобусного парка занимались всего два-три крупных перевозчика. У многих перевозчиков за эти годы автопарки изменились настолько, что их просто страшно выпускать на дороги Перми.

Впрочем, резонансных происшествий долгое время не было, и вопрос безопасности на транспорте постепенно отошел на задний план. На первые полосы газет он вернулся в августе прошлого года после двух вопиющих ЧП. Сначала, в центре Перми пассажиров автобуса ошпарило горячим тосолом – не выдержало кустарно установленное оборудование. Затем на перекрестке улиц Свердлова и Лифанова автобус протаранил полтора десятка машин, устроив гонки с другим автобусом.

Реакция городских властей была незамедлительной. Совместно с дорожной полицией они провели проверку технического состояния более ста автобусов. С другой стороны вопросом безопасности пассажирских перевозок занимались депутаты Гордумы. Они утвердили правила проведения идущего в настоящее время конкурса на городские автобусные маршруты, поставив во главу угла интересы пермяков.

Согласно критериям оценки заявок, повышающий коэффициент получают, во-первых, перевозчики, у которых средний возраст автобусов ниже пятнадцати лет. Во-вторых, владельцы низкопольных автобусов, в-третьих, перевозчики с автобусами, укладывающимися в жесткие экологические нормы. Эти критерии вызвали критику со стороны отдельных участников рынка. Три перевозчика обратились в суд, пытаясь добиться отмены конкурсных условий. Однако пермский суд, краевой арбитражный и Арбитражный суд Уральского округа встали на сторону городских властей.

Как показала жизнь, основания для введения жестких норм были. Средний возраст автобусного парка Перми достиг отметки в 17 лет. При вскрытии конвертов участники конкурсной комиссии были шокированы возрастом автобуса Volvo, который в этом году отметит 40-летний юбилей! Члены комиссии тщетно пытались найти хоть какую-то техническую информацию об этом автобусе в интернете. Не получилось. Шведский автогигант снял эту модель с производства еще в прошлом веке.

Вызвал недоумение еще один ветеран европейского автопрома – автобус 1980 года выпуска с документами о соответствии экологическим нормам… Евро-4! Уточнили. Экологические нормы Евро-1 были введены только в 1992 году. Собственник объяснил, что на старый автобус поставили современный двигатель. Массовое ДТП на Комсомольском проспекте никого ничему не научило?

Впрочем, часть недобросовестных перевозчиков должна отсеяться в ходе конкурса, который проводится в эти дни. Городские власти осознают все риски, которые несут изменения на рынке перевозчиков. Однако пришло время проявить политическую волю и четко обозначить правила игры: приоритет отдан интересам пассажиров.

Кто думал о будущем и вкладывался в обновление автопарка, сейчас окажется в выигрыше. Кто рассчитывал, что «эта музыка будет вечной», подсовывал пермякам небезопасное старье и надеялся, что суд отменит конкурс, будет вынужден уйти с пермского рынка перевозки пассажиров. Хотя времени отреагировать на перемены и обновить автопарк было предостаточно. Вместо этого сейчас приходится рассчитывать на неприкрытый шантаж властей, на громкие заявления в публичном пространстве и дезинформацию пермяков, которым якобы грозит коллапс транспортной системы.

Между тем горожане вправе требовать улучшения качества обслуживания в свете повышения стоимости билета с 13 до 16 рублей. Пришло время раскошелиться не только пассажирам, но и перевозчикам.

Поделиться:
Все новости компаний