Газета
 22 декабря 2014, 13:20   618

Кино

Кино
Продукт: «Отрочество» Режиссер: Ричард Линклейтер

 «Отрочество» – один из наиболее предсказуемых претендентов на «Оскар». Небольшую фору фильму дает то, что жюри американской киноакадемии обычно очень благосклонно относится к режиссерам и актерам, которые готовы жертвовать собой ради искусства. Линклейтер во время работы над «Отрочеством» принес в жертву один из самых ценных для режиссера ресурсов – собственное время. Он потратил на «Отрочество» двенадцать лет, на протяжении которых снимал историю мальчика, его возмужание, преодоление и становление. Это, в общем, вполне обычная история, в которой почти ничего не происходит. Но факт того, что взросление героев передано не через посредство визуальных эффектов или смены актеров, а естественным, абсолютно правдивым путем – наделяет ленту органичной символикой и заставляет еще больше верить происходящему на экране, как если бы это была «документалка».

Впрочем, Линклейтер, судя по всему, основательно симпатизирует документальному кино, потому что намеренно уходит от слишком крутых поворотов сюжета и выискивает повествовательный смак в более прозаичных и даже поверхностных вещах. На экране творится обычная семейная история: разведенная мама воспитывает двоих детей, снова женится, но опять неудачно, ее новый супруг пьет и буянит, даром что лектор в колледже. Тогда она уходит от него, снова влюбляется, а тем временем дети совсем взрослые, и у них тоже свои победы и разочарования, и вот им уже пора оставить дом и отправиться в открытое море, обязательно пообещав матери вернуться… Если после просмотра картины задать себе вопрос, о чем был фильм, то ответ придет не сразу, потому что главное в «Отрочестве» – не цепь событий, о которой фильм рассказывает, а скорее ощущение, которое возникает, когда ты собрал все разрозненные эпизоды в одну копилку. Это и есть твое богатство, ты проникнут чистотой и мудростью, которые проповедует Линклейтер.

В его портфолио, кстати, уже есть подобные эксперименты. Это знаменитая и также тепло воспринятая критикой трилогия с Итаном Хоуком и Жюли Дельпи в главных ролях («Перед рассветом», «Перед закатом», «Перед полуночью»), однако если в трилогии рассказывается о стадиях романтических отношений, то в «Отрочестве» более полно раскрывается тема отношения человека с самим собой. Речь идет не только о главном герое, мальчике Мэйсоне, но и о тех, кто его окружает: родители, сестра, друзья – этим людям предстоит повлиять на Мэйсона и сделать его таким, каким он предстанет перед финальными титрами, но и в их жизни будут твориться изменения. Мы станем свидетелями лишь части из них, и это тоже очень «документально». Но самое важное, что вкупе с достоверностью «Отрочество» предоставляет зрителю целостную и чувственную историю, которая всем до единого покажется своей. Или, по крайней мере, знакомой.

Вердикт «bc»: смотреть

Теги:
Поделиться: