Газета
 15 декабря 2014, 13:20   687

Кино

Кино
Продукт: «Одержимость» Режиссер: Дамьен Шазель
Автор: Кирилл Перов

Первокурсник нью-йоркской консерватории Эндрю жаждет стать великим барабанщиком. Первооткрывателем его таланта становится руководитель местного джазового оркестра, который замечает в парнишке некий музыкальный драйв и позволяет ему занять почетное место в оркестре. Но с течением времени дирижер начинает требовать от своего подчиненного невозможного, и речь не только о творческой дисциплине, но и о необходимости выйти за пределы общепринятого представления о таланте, отринуть желание жить нормальной жизнью и стать гением. Медленно, но верно Эндрю скатывается в паранойю и изнеможение, теперь дирижер становится его злейшим противником – не на пути к славе, а «всего лишь» на пути к психологическому выживанию.

«Одержимость» держится на трех китах. Первый – это актерский состав, в частности Майлз Теллер (Эндрю) и Дж. К. Симмонс (дирижер Флетчер). Эти двое придают каждому кадру мощнейший толчок и устремление к сердцу зрителя, а когда они сходятся лоб в лоб, то втянутыми в конфликт оказывается все окружающее – время, пространство и другие герои. Симмонс в своей демонической роли настолько хорош и неотвратимо настырен, что фильм, кажется, не закончится, пока он не добьется своего. Теллер, который изначально выступает «второй скрипкой», лишь в самом конце находит в себе силы противостоять напору наставника – для этого ему предстоит стать таким же, как он.

Второе, чем «Одержимость» вызывает симпатию, – это сценарий. Градус непредсказуемости в ленте доведен до такого предела, что уже вскоре после начала зритель понимает, что от фильма можно ожидать чего угодно, кроме привычных сюжетных штампов. Такая непредсказуемость делает дирижера чрезвычайно опасным врагом для главного героя, а финал – практически непрогнозируемым. Да и вообще, развязка (она наверняка удовлетворит далеко не всех), изобретенная режиссером Шазелем, является почти компромиссом между десятками возможных вариаций, начиная от суицида протагониста и заканчивая физической расправой с дирижером.

Наконец, еще одно достижение создателей картины – это музыка, а точнее джаз. Его здесь много, и он задает фильму динамичный и вызывающий ритм, который не прерывается почти ни на минуту, и все дальше уносит зрителя от комфортной границы с классической драмой, где есть правые и виноватые, черное и белое, начало и конец. В данном случае все смешивается воедино, мелодии наслаиваются друг на друга, и лишь сердцебиение барабанной дроби прорывается сквозь визжащий гул – а потом обрушивается, стихает и стынет эхом где-то в подкорке. Что это было? Кино про музыку, которая у каждого в голове, и про одержимость, но не этой музыкой, а желанием быть тем, кем ты не сможешь стать.

Вердикт «bc»: шедевр

Теги:
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний