Газета
 08 декабря 2014, 13:20   2354

Продадим снег. Дорого

Продадим снег. Дорого
Кто и зачем инвестирует в развитие туризма в Пермском крае, и что мы можем предложить гостям из Европы. Ответы на эти вопросы убедили федеральный бюджет выделить средства Прикамью.

 Пермский край вошел в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы). Разработанный краем проект «Пермь Великая» сформирован усилиями 10 муниципалитетов и представляет Прикамье как единую туристическую территорию, состоящую из четырех кластеров: «Усьва», «Белая гора», «Ашатли» и «Парма». В центре каждого из кластеров, по задумке авторов, должен появиться масштабный туристско-рекреационный парк. Деньги на проектирование и строительство готов выделить бизнес. В общей сложности властям удалось привлечь более 2 млрд рублей частных инвестиций от 31 компании Пермского края. По словам министра спорта Павла Ляха, между муниципальными образованиями и инвесторами заключены соответствующие соглашения. Окупаемость подобных вложений эксперты оценивают по-разному: с одной стороны, дорогая валюта не выпустит туристов за границу, заставляя выбирать места для отдыха среди родных просторов, а с другой – повлияет на реальную стоимость строительства. Однозначное согласие вызывает лишь следующее: если у бизнеса появилась возможность получить федеральное финансирование 633 млн рублей, не воспользоваться ей было бы неправильно.

Министр спорта Пермского края Павел Лях, рассказывая об инвесторах проекта «Пермь Великая», подчеркнул, что все компании, участвующие в нем, зарегистрированы на территории Пермского края и работают в районах, вошедших в программу. «Заявки к нам приходили из муниципальных территорий, это их инвесторы, компании, которые там работают. Среди них есть индивидуальные предприниматели, представители пермского бизнеса, такие как агрохолдинг «Ашатли», – рассказал он. Чиновник также отметил: привлекая инвестиции в строительство туристических объектов министерство «исходит из того, что финансовая стабилизация рано или поздно наступит, спекулятивные операции на валютном рынке закончатся, и вся страна начнет дружно заниматься делом».

По мнению Олега Ощепкова, генерального директора компании OZON GROUP, ситуация на валютном рынке благоприятствует развитию внутреннего туризма, поскольку поездки за границу многим становятся не по карману. Вместе с тем он подчеркивает: чтобы не упустить шанс и «поднять» туристическую отрасль в крае, нужен грамотный управленческий подход:

– В России не очень много специалистов, которые понимали бы, как привлекать в край потоки туристов. Возможные упущения в менеджменте и маркетинговой политике проекта могут сделать его не столь эффективным, как хотелось бы. Для того чтобы эта политика была действенной, необходимо выбрать приоритетные продукты: то, что продается сегодня, а завтра будет продаваться еще лучше. Например, мы точно можем «продавать снег» – Европа страдает от его отсутствия, и горнолыжные курорты будут востребованы. В Пермском крае есть много территорий, где можно было бы развивать экологический туризм, активный туризм.

Предприниматель Олег Поляков, считает, что в условиях нестабильности экономики инвестиции в долгосрочные проекты не слишком привлекательны для бизнеса:

– Чтобы окупить достаточно серьезные инвестиции, которые бизнес готов вложить в строительство туристических парков, нужно, чтобы и поток туристов увеличился достаточно серьезно – в два-три раза (проект предполагает увеличение количества туристов вдвое к 2018 году – «bc»). Но даже при этом условии долгосрочные инвестиции в нынешней ситуации остаются более рискованными, чем краткосрочные. Окупаемость проектов сейчас достаточно эфемерна в силу того, что технологическое оснащение объектов растет в цене пропорционально росту валют. Компании, которые думают о государстве, придерживаются социальной направленности, располагая при этом серьезными ресурсами, могут вкладывать деньги в том числе и в долгосрочные проекты, но бизнес должен оставаться бизнесом и заботиться о получении прибыли, – заметил он.

Павел Лях, описывая инвесторов проекта, заметил, что крупные компании с той самой социальной направленностью и серьезными ресурсами среди них отсутствуют. «Это не «ЛУКОЙЛ», не «Сбербанк» и не «Газпром», – сказал он.

«Не надо думать, что инвесторы, о которых идет речь, это компании, которые готовы заходить на рынок и вкладывать деньги в туристический бизнес. Скорее всего, это предприятия, уже сегодня оказывающие рекреационные услуги. Свою условную базу отдыха с одним гостевым домиком они готовы превратить в комплекс из нескольких домиков. Подача всего этого под соусом развития туристической отрасли -правильный бизнес-шаг. Если он позволяет рассчитывать на бюджетное финансирование, то почему таким шансом не воспользоваться», – уточняют описание инвесторов аналитики Центра деловой информации.

ЭКСПЕРТ

Олег Ощепков, генеральный директор компании OZON GROUP:
- Россия практически никогда не развивала внутренний туризм – всегда находились более важные проблемы: космос, военная отрасль и так далее. При этом мы имеем колоссальные туристические ресурсы – реки, горы, озера, культурные достопримечательности и прочее, но пока их можно назвать потенциальными в силу неразвитости инфраструктуры. Сегодня государство наконец-то стало искать финансовые ресурсы для активизации внутреннего туристического потока. Развитием туристической привлекательности активно занимаются в Сочи, Москве, Санкт-Петербурге. Сформирован некий общегосударственный курс, к которому подключается Пермский край. Путешествие за границу стало вдвое дороже, в силу этого количество россиян, желающих выехать на отдых за рубеж, сократилось почти вдвое. Кроме того, ряду достаточно обеспеченных людей – прежде всего работникам силовых ведомств такие поездки не рекомендуются. В результате высвободилось гигантское количество граждан, которые хотели бы куда-то поехать, но вынужденно ограничены туристическими предложениями в России. Этот тренд, на мой взгляд, сохранится лет пять, а может быть, и дольше. Нужно использовать это время и потратить усилия на развитие туристической инфраструктуры.

6,8 миллиона рублей

Подведены итоги конкурса на создание концепции и подготовку документации укрупненного инвестиционного проекта Пермского края в сфере туризма для его участия в конкурсном отборе инвестпроектов с целью включения в перечень мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)». Конкурс был объявлен 14 ноября. Протокол вскрытия конвертов опубликован на официальном сайте госзакупок 5 декабря.
На конкурс поступила одна заявка – от Пермского государственного национального исследовательского университета. Несмотря на то, что аукцион признан несостоявшимся в связи с отсутствием других заявителей, контракт с университетом будет заключен, поскольку заявка ПГНИУ соответствует всем условиям конкурса. Стоимость контракта составляет 6 875 000 рублей.

Теги:
Поделиться:
Все новости компаний