Газета
 08 декабря 2014, 13:20   824

Кино

Кино
Продукт: «Кино про Алексеева» Режиссер: Михаил Сегал

Николай Алексеев – вымышленный бард советской эпохи, таких людей точнее описывает словоформа «поэт-песенник», потому что бард звучит как-то слишком значительно. Вот Окуджава и Высоцкий – это барды, а Алексеев из фильма Михаила Сегала – исполнитель собственного творчества, которое очень быстро иссякло, а сам герой оказался не у дел, в пыльной провинции, брошенный всеми своими многочисленными женщинами и детьми. И вот чудо – его приглашают поучаствовать в радиопередаче, посвященной его взлетам и падениям, а заодно и заново спеть – избранное, любимое, вечное. Тут-то престарелый Алексеев и узнает, что его песни стали символом эпохи и вдохновили тысячи слушателей, среди которых были и маститые гранды, что потом сами сложили гимны и оды; выясняется, были самопальные пластинки, признание, а одно из выступлений на каком-то средненьком КСП-фестивале почитают за гражданский подвиг, потому что оно состоялось почти синхронно с вводом советских войск в Афганистан, а Николаев в этот момент рычал в микрофон: «Здравствуй, мама, я дезертир»…

Михаил Сегал сделал очень странный фильм. Он очень проникновенный и нужный, но все равно странный, потому что на поверку оказывается одной большой фикцией. Мало того что никакого Николаева не существовало в реальности, так и развязка наносит решающий удар по надеждам зрителей (осторожно, спойлер) – выясняется, что радиоведущая – никакая не радиоведущая, а давным-давно отвергнутая женщина Николаева, которая от большой любви к этому хилому неудачнику решила инсценировать фактически всю его биографию и этот прямой эфир. Она, конечно, сумела убедить Алексеева, что его жизнь что-то значила для окружающих людей, но от этого она не стала по-настоящему значимой и нужной. Алексеев – фантом, интересный лишь тому, кто его создал, и едва ли история мистификации отдельно взятого неудачника стоит потраченного на нее времени.

Тем не менее отдадим должное: эта история вполне занимательная и в духе времени. Алексеев в течение «интервью» вспоминает, как у него «все начиналось», как выступал перед полупустыми залами, как побывал на съемках «Ивана Рублева». Алексеев, кажется, плотно встроен во временную структуру эпохи, он стереотипен и потому достоверен. Жаль, что создатели картины не рискнули пойти дальше «фильмовой» мистификации – запустили бы в сеть песни барда Алексеева, поддельные статьи о его творчестве, интервью знаменитых поклонников. Легенде об Алексееве тесно в рамках камерной истории, впрочем, для большинства этого будет достаточно: в качестве печального анекдота об одном печальном человеке «Кино…» имеет полное право на существование, хоть и напоминает «растянутую» короткометражку в духе предыдущих «Рассказов» Сегала.

Вердикт «bc»: смотреть

Теги:
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний