Газета
 01 декабря 2014, 13:20   614

Книга

Книга
Продукт: «Переучет» Автор: Эрленд Лу
Автор: Кирилл Перов

Эрленд Лу – самый главный «наивный» писатель современности. По крайней мере, именно такое впечатление сложится у читателя, который осилил его главный хит «Наивно. Супер» и последнюю новинку – «Переучет». В этих двух книгах, разномастных и, кажется, противоположных сюжетно, скрыто множество примет автора, стремящегося к юношеской простоте помыслов и замыслов. И если в «Наивно. Супер» речь идет о 25-летнем мужчине, впавшем в безвылазное детство со всеми его атрибутами, то «Переучет» рассказывает о пожилой поэтессе в условиях издания книги ее новых стихов. И там, и там – рубеж, мандраж, вера в будущее; «Переучет», тем не менее, намного более зрелая вещь во всех отношениях. Но рассказывает Эрленд Лу все о том же – как нелегко быть собой в мире, где для тебя уготованы роль и место.

Нина Фабер живет не то чтобы своей жизнью, но скорее неким амплуа, которое заставляет ее быть тонко чувствующей и ранимой натурой, посещать литературные вечера, быть в курсе последних премьер и надеяться на лучшее и большее. Однако в момент, когда ее постигает неудача (отменяют презентацию книги, газеты пестрят негативными рецензиями на ее труд), она фактически становится монстром, перевоплощается в чудовище из подворотни. Она карает тех, к кому раньше прислушивалась, и натурально сводит счеты. Нина Фабер, уважаемая в определенных кругах поэтесса, становится убийцей, но ее это не ужасает, а наоборот – восхищает, здесь и кроется решительный крен ее состояния.

В «Переучете» нет ничего детективного или хотя бы интригующего (кроме финала разве что), порой даже задумываешься, почему Лу не пустил вослед Нине каких-нибудь гончих псов, которые наказали бы ее за неосторожные шаги – вместо этого поэтесса Фабер все больше углубляется в собственный порок и саму себя. Там, где была безнадежность, открывается жестокость. Фабер выходит на тропу войны – нет, не с критиканами и неблагодарными читателями, а с самой собой. Нужно сказать, она обречена одержать победу в этой борьбе, полностью стереть себя с лица земли и, разумеется, восстать из пепла, потому что а как же иначе.

Кому-то почудится, что Лу замыслил книгу как манифест обиженного творца. Дескать, так могли бы повести себя авторы, ущемленные в своем праве быть понятыми. На самом же деле «Переучет» больше тянет на самоиронию или, в крайнем случае, провокацию. Лу, пожелавший высказаться на тему неустроенности писателя в пределах собственной жизни, высказался предсказуемо прямо – за что, возможно, получит нелестные оценки от критиков. Что касается ценителей его творчества, то разочарованными в книге останутся лишь те, кто ждет внятной развязки, как оно было в других работах норвежца. Но внятной развязки не будет, потому что ее не может быть у жизни и истории, построенной на иллюзии.

Рекомендации «bc»: прочитать Лу как в первый раз 

Теги:
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний