Культура
 29 ноября 2014, 14:01   2408

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходные

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходные

Продукт: «Дурацкое дело нехитрое»
Режиссер: Ганс Петтер Моланд


Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходныеЕсть ощущение, что художественным «Новым Светом» для старушки Европы постепенно становится Скандинавия. Если в Европе еще в ходу натужная пышность, тематическое разнообразие, языковая цветастость, то скандинавские авторы берут по большей части сдержанностью, лаконичностью и конкретным подходом к искусству. Особенно ярко, конечно, эта данность подтверждается в литературе, от которой прямо-таки веет варяжскими ветрами; мрачные, однотипные сюжеты про серийных убийц и их напористых преследователей отчего-то действуют гипнотически и держат за грудки до самой последней страницы.

Скандинавское кино, в общем и целом, вторит этой тенденции, но бывают и исключения, призванные подтвердить правило. Это касается ленты «Дурацкое дело нехитрое» – жесточайшей черной комедией, вернее, драмы с редкими элементами черного юмора, этакий норвежский «Фарго» с аналогичным количеством крови, трупов и неожиданных поворотов.

Главным героем фильма выступает Нилс, «человек года» небольшого норвежского городка, который получил свою высокую награду за уборку снега на зимних трассах. У Нилса от передозировки наркотиками умирает сын, но скромный труженик не верит в эту причину и начинает собственное расследование, которое приведет его к открытому конфликту с местными мафиозными структурами. Кажется, что сюжет списан с какого-нибудь «Великого уравнителя», где в заурядном гражданине просыпается желание и способность расправляться с влиятельными и смертоносными бандитами, применяя по ходу приемы из своего лихого прошлого. Но не забывайте, что дело происходит в Норвегии. Здесь мафиози – люди со своими проблемами, в частности, детьми от прошлого брака. Здесь все ошибаются, иногда крупно, усугубляя и без того смертельную интригу простенькой истории. Кровь – единственное, что объединяет два антуража.

Вначале просмотра думаешь, что «Дурацкое дело нехитрое» удивит, предположим, атмосферой или целеустремленностью главных героев разрешить противостояние максимально эффектно, но с течением времени в ленте начинаешь ценить ее непредсказуемость и качественную драматургию. Набрав скорость, «Дурацкое дело…» оборачивается блестящим детективом с драйвом и одновременно нужными акцентами – на психологизме, натуралистичности, художественных приемах. Приятно удивляет развитие образа Нильса в исполнении Стеллана Скарсгарда. Скарсгард, играющего во всех фильмах с одним и тем же выражением лица. Он умудряется передавать эмоции и слом характера даже не вербально, а одними лишь движениями, а иногда и просто своим присутствием в кадре. Все вкупе делает ленту отличным «парнячим» кино с обильной художественной начинкой.

Вердикт «bc»: нехитро и со вкусом

Продукт: «Переучет»
Автор: Эрленд Лу

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации bc на выходныеЭрленд Лу – самый главный «наивный» писатель современности. По крайней мере, именно такое впечатление сложится у читателя, который осилил его главный хит «Наивно. Супер» и последнюю новинку – «Переучет». В этих двух книгах, разномастных и, кажется, противоположных сюжетно, скрыто множество примет автора, стремящегося к юношеской простоте помыслов и замыслов. И если в «Наивно. Супер» речь идет о 25-летнем мужчине, впавшем в безвылазное детство со всеми его атрибутами, то «Переучет» рассказывает о пожилой поэтессе в условиях издания книги ее новых стихов. И там, и там – рубеж, мандраж, вера в будущее; «Переучет», тем не менее, намного более зрелая вещь во всех отношениях. Но рассказывает Эрленд Лу все о том же – как нелегко быть собой в мире, где для тебя уготованы роль и место.

Нина Фабер живет не то чтобы своей жизнью, но скорее неким амплуа, которое заставляет ее быть тонко чувствующей и ранимой натурой, посещать литературные вечера, быть в курсе последних премьер и надеяться на лучшее и большее. Однако в момент, когда ее постигает неудача (отменяют презентацию книги, газеты пестрят негативными рецензиями на ее труд), она фактически становится монстром, перевоплощается в чудовище из подворотни. Она карает тех, к кому раньше прислушивалась, и натурально сводит счеты. Нина Фабер, уважаемая в определенных кругах поэтесса, становится убийцей, но ее это не ужасает, а наоборот – восхищает, здесь и кроется решительный крен ее состояния.

В «Переучете» нет ничего детективного или хотя бы интригующего (кроме финала разве что), порой даже задумываешься, почему Лу не пустил вослед Нине каких-нибудь гончих псов, которые наказали бы ее за неосторожные шаги – вместо этого поэтесса Фабер все больше углубляется в собственный порок и саму себя. Там, где была безнадежность, открывается жестокость. Фабер выходит на тропу войны – нет, не с критиканами и неблагодарными читателями, а с самой собой. Нужно сказать, она обречена одержать победу в этой борьбе, полностью стереть себя с лица земли и, разумеется, восстать из пепла, потому что а как же иначе.

Кому-то почудится, что Лу замыслил книгу как манифест обиженного творца. Дескать, так могли бы повести себя авторы, ущемленные в своем праве быть понятыми. На самом же деле «Переучет» больше тянет на самоиронию или, в крайнем случае, провокацию. Лу, пожелавший высказаться на тему неустроенности писателя в пределах собственной жизни, высказался предсказуемо прямо – за что, возможно, получит нелестные оценки от критиков. Что касается ценителей его творчества, то разочарованными в книге останутся лишь те, кто ждет внятной развязки, как оно было в других работах норвежца. Но внятной развязки не будет, потому что ее не может быть у жизни и истории, построенной на иллюзии.

Рекомендации «bc»: прочитать Лу как в первый раз 

Поделиться:
Все новости компаний