Газета
 17 ноября 2014, 13:20   812

Кино

Кино
Продукт: «Интерстеллар» Режиссер: Кристофер Нолан

 Земля в предчувствии апокалипсиса, согласно Нолану, совсем не похожа на то, что обычно рисуют писатели и режиссеры-фантасты: никаких тебе ядерных бомбардировок, мутантов, мародеров, всемирного потопа, проклятий майя и так далее. Все гораздо прозаичнее и безнадежнее: Земля объята продовольственным кризисом, сельхозкультуры вымирают одна за другой, и становится понятно, что у человечества нет шансов. Спасать этот мир бесполезно, его остается только покинуть. Лазутчиком становится обычный фермер, а в прошлом – летчик-испытатель Купер, которому дают команду спецов и направляют прямиком в неизвестность, через схлопывающиеся гиперпространственные туннели, в обход черных дыр, астероидов и прочих опасностей. В общем-то, ничего сверхъестественно нового Нолан не предрекает – этакий «Армагеддон», чуть более деликатный и вдумчивый, без пьяных русских космонавтов и прочего американского трэша.

Тем не менее Нолан задается важным и на самом деле неотвратимым для человечества вопросом: как поступать в условиях, когда придется отказаться от собственного дома в пользу неисследованных просторов Вселенной? Что поведет человека в этом неуверенном поиске – любовь к себе, к ближнему или к планете? Чем из перечисленного он сможет пожертвовать для достижения конечной цели своего маршрута. Каким он достигнет этой точки?

Нолан-гуманист задает правильные вопросы и корректно отступает в сторону. Ему это позволительно, потому что дальше начинается работа других людей – зрителей, критиков, сторонников. Пусть каждый решит за себя, но надо помнить, что этот выбор проецируется на миллиарды человеческих жизней, и окажись вы на месте Купера – этот выбор определил бы слишком многое, чтобы им пренебречь.

Нолан-фантаст в этот раз, увы, не состоялся: кротовые норы, антиматерия, горизонт событий – в качестве аргументов своей правоты постановщик берет на вооружение некие псевдонаучные тезисы и делает вид, будто они давно доказаны и подтверждены. Понятно, что без них лента не вышла бы сюжетно, но с ними она порой приобретает черты неумелого рассказа из журнала «Космос и мы». С другой стороны, если сосредоточиться на внутреннем конфликте героев, то внешние факторы почти не влияют на его восприятие. С тем же успехом Нолан мог рассказать, к примеру, о Колумбе и открытии Америки, присовокупив к нему какой-нибудь альтернативный элемент, допустим, что на долгожданных берегах он встретил не индейцев, а инопланетян.

В фильме Нолана никаких инопланетян нет, на это делается особый упор, точнее, инопланетяне, по Нолану, – это мы сами. И ведь так оно и есть: не помним, откуда мы, не знаем, куда идти, зато верим в настоящее. Тем и живы.

Вердикт «bc»: психологично

Теги:
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний