Газета
 03 ноября 2014, 13:20   2555

Утилизация в помощь

Утилизация в помощь
Продажи новых легковых автомобилей в Перми продолжают падать. За восемь месяцев текущего года потери составили порядка 10%. Надежда на перелом тенденции только одна – продление программы утилизации.

 По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за первые 9 месяцев 2014 года в Пермском крае продано 30 тысяч новых автомобилей. Резких изменений в динамике продаж не наблюдалось, тем не менее смена тенденций на рынке четко прослеживается. В январе-марте объемы продаж выросли на 3%, однако в апреле начался спад, в течение которого показатели вернулись к уровню начала года. Осенью кривая продаж вновь пошла вверх и за сентябрь успела подняться на 1%.

Отметим, что изменения происходят на фоне продолжающегося с прошлого года падения авторынка – как в целом в России, так и в Прикамье. По итогам 2013 года уменьшение объемов продаж на российском рынке составило 5%, а в первом полугодии 2014 года – 7,6%. За январь-август 2014 года в России было продано 1,58 млн автомобилей, что на 217 тысяч меньше, чем за аналогичный период 2013 года. Падение рынка составляет порядка 12%.

Падение рынка эксперты связывают с макроэкономическими факторами, а последующий подъем – с запуском программы утилизации автомобилей. «Снижение объемов продаж новых автомобилей в Перми связано в первую очередь с большой «закредитованностью» населения, нестабильной экономической ситуацией в стране и отсутствием уверенности в будущем у наших земляков», – считает Сергей Чебасов, руководитель отдела продаж «Экскурс-Автомобили».

С ним согласен Андрей Бычин, руководитель отдела продаж «Прага Моторс»: «Падение автомобильного рынка обусловлено снижением платежеспособности покупателей и непрогнозируемыми внешнеэкономическими условиями. Кроме того, на спрос негативно влияют высокие ставки по кредитам и уменьшение количества одобренных заявок на получение автокредитов, а также рост цен на автомобили и большая стоимость КАСКО», – добавляет он.

По мнению г-на Чебасова, свою роль в изменении кривой продаж автомобилей сыграли наряду с запуском программы утилизации и сезонные колебания: «Я думаю, осенью люди, видя постоянный рост курса евро и доллара, поняли, что лучше уже не будет, и стоит взять от государства хотя бы тот минимум, который оно предлагает, то есть воспользоваться программой утилизации. Рост продаж связан также с окончанием периода отпусков и возвращением людей к активной деятельности.

На вкус и цвет

В тройке лидеров по объемам продаж в Пермском крае по-прежнему остаются Lada, Renault и Toyota, далее следуют KIA и Volkswagen. Корейский автоконцерн, который за лето поднялся с шестой на четвертую строчку рейтинга, вытеснил с этой позиции Chevrolet. Продажи Chevrolet стремительно сокращались еще в прошлом году, и хотя в первом полугодии падение замедлилось с 34,3% до 12,1%, итоговые показатели за январь-август текущего года оказались на 25,8% ниже, чем в 2014 году.

Предпочтения пермских автолюбителей во многом разнятся с трендами российского рынка, и хотя в целом ТОП-10 регионального и национального рынка составляют одни и те же бренды, динамика продаж отдельных марок в Пермском крае противоположна общим тенденциям. Наиболее ярко это противоречие выражено по отношению к автомобилям Opel, Hyundai и Toyota. Первые в Перми намного более популярны, чем в других регионах. В январе-августе текущего года продажи Opel в крае выросли на 1,6%, тогда как на федеральном уровне показатель опустился на 19%. Hyundai оказался в значительном плюсе в Прикамье – 16,8%, а на российском рынке опустился немного ниже нуля. Обратная ситуация наблюдается в отношении автомобилей Toyota. В среднем по стране их продажи выросли, хоть и незначительно – на 1%, а в Перми – упали на 15,4%.

Объемы продаж автоконцерна KIA Motors в Пермском крае сократились значительнее, чем в целом по России – на 14,6%. «Автоваз» и Renault, напротив, теряют на региональном рынке меньше, чем на национальном. Французская корпорация за текущий год продала пермякам 3224 автомобиля, что всего на 0,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В то время как в масштабах страны продажи Renault сократились на 10%. Отечественные автомобили на федеральном рынке «просели» на 18%, а на пермском – на 8%. Для Lada текущие показатели являются позитивной тенденцией, так в течение первых шести месяцев 2014 года, бренд потерял почти 12% продаж в Пермском крае. Кривая продаж Renault с начала года была направлена вверх, и по итогам первого полугодия популярность бренда выросла на 7,1%, однако это повышение было в два раза менее значительным, чем аналогичный показатель 2013 года.

Утилизация в помощь

Рекордсмены авторынка

Согласие пермяков с остальными жителями России наблюдается в отношении лидеров по снижению и наращиванию объемов продаж за текущий год. Наиболее выраженную позитивную динамику среди флагманов российского авторынка продемонстрировал Nissan. Продажи Nissan в России за период с января по август 2014 года увеличились на 18%, а в Пермском крае – на 20%. Наиболее резкое падение показали автомобили Chevrolet – 27% на российском рынке, чуть больше четверти – на пермском. Продажи Chevrolet в Перми падают с прошлого года, и хотя в конце первого полугодия текущего года снижение сократилось с 34,3% до 12,1% к сентябрю ситуация вновь ухудшилась. Nissan по итогам июня текущего года прибавил менее 1%, а за следующие два месяца значительно развил наметившуюся тенденцию роста.


Будет ли затяжное падение авторынка прервано с запуском программы утилизации старых автомобилей – вопрос спорный. У экспертов нет твердой уверенности в том, что наметившийся в сентябре рост продаж продолжится и изменит ситуацию на рынке Перми. «В ноябре мы снова увидим падение в ожидании декабрьских и январских «суперакций» от продавцов, а в декабре небольшой подъем будет вызван «распродажей» автомобилей уходящего года», – прогнозирует Сергей Чебасов. Евгений Клименко, руководитель отдела продаж «Фольксваген Центр Пермь», считает: «Программа утилизации и трейд-ин в сочетании с маркетинговой активностью импортеров помогут автодилерам переломить негативную тенденцию и, как минимум, стабильно продержаться до конца года». «Если будет принято решение по продлению программы поддержки, то, скорее всего, рост продаж автомобилей в крае продолжится», – соглашается Андрей Бычин.

Директор по продажам «УРАЛАВТОИМПОРТ» Алексей Деткин:

- По данным Комитета производителей АЕБ, автомобильный рынок по итогам 9 месяцев 2014 года показал спад продаж на 13%, это на 266 753 автомобиля меньше, чем в аналогичном периоде 2013 года. В целом отрицательная динамика соответствует ожиданиям, это вызвано усилением опасений населения, связанных с инфляцией, безработицей и ослаблением рубля на фоне геополитической напряженности и слабого макроэкономического фона. В сентябре продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей снизились на 20,1% в сравнении с аналогичным периодом 2014 года. Заметно значительное улучшение продаж в сравнении с августом 2014 года, в значительной степени это заслуга программы утилизации, которая замедлила падение автомобильного рынка на 1% в годовом исчислении. По данной программе реализовано более 70 тысяч новых автомобилей, по состоянию на 20 октября 2014 года. Дальнейшее развитие автомобильного рынка, на мой взгляд, будет стабилизироваться за счет роста потребительской активности в конце года и стабилизации геополитической ситуации на мировом рынке.

На вторичном рынке авто доля российских брендов в третьем квартале выросла на 7,7%

В июле-сентябре в структуре продаж автомобилей на вторичном рынке произошли значительные изменения: отечественные производители отобрали у иностранцев 7,7% рынка, увеличив свою долю с 35,1% до 42,8%.
В российском сегменте традиционно лидирует ВАЗ – 86,4% квартальных продаж отечественных авто пришлись именно на этого производителя. Далее следуют ГАЗ (8,8%) и другие марки (4,8%).

От роста популярности отечественных машин более всего пострадали азиатские марки, которые во втором квартале заполняли почти 19% вторичного рынка. За минувшие три месяца «японцы» потеряли почти 3%, и хотя они по-прежнему сохраняют первенство среди иномарок, уже не кажутся недостижимыми. Следующие за ними «немцы» за третий квартал потеряли всего 0,2%, и в итоге имеют долю 13,2%. Доля продаж корейских автомобилей сократилась на 2% по сравнению с предыдущим отчетным периодом и составляет 10,3% вторичного рынка.

Американские бренды потеряли чуть больше 1% и, заняв 9% вторичного рыка, не смогли бороться за попадание в тройку лидеров среди иномарок. У «французов» – 4,8%, у «китайцев» – 1,4%, у «итальянцев» и «британцев» – по 0,4% продаж.
В рейтинге иностранных брендов лидируют Toyota (7,9%), Chevrolet (7,5%), Hyundai и Ford (по 7,3%). Увеличить продажи и попасть в ТОП-5 иномарок удалось Volkswagen: у немецкого производителя 6,8% рынка, что на 0,8% больше, чем во втором квартале.

Поделиться: